День работников торговли

Со времен Древней Руси торговля играет важную роль в экономической и даже политической жизни страны. Невозможно представить современную жизнь без магазинов. С развитием рыночных отношений профессия продавца стала одной из наиболее распространенных и востребованных. И если в средние века торговали в основном мужчины, то в настоящее время в этой отрасли большинство работников — это женщины. В свой профессиональный праздник, отмечаемый в четвертую субботу июля, значительная часть виновников торжества принимает поздравления, как правило, на рабочем месте.

ИЗ КАФЕТЕРИЯ В МАГАЗИН СТРОЙМАТЕРИАЛОВ

О крутых виражах молодых специалистов в сфере торговли «Каменским известиям» рассказала Александра Угрюмкина, продавец-кассир магазина «Стройбат».

Еще совсем недавно Александра начала делать свои первые шаги в сфере торговли. Пробовала себя в разных направлениях, одним из которых был кафетерий. Тихая и спокойная обстановка, всего несколько видов кофе и никуда не спешащие посетители. Размеренный рабочий ритм буквально в один момент перевернулся для нее с «ног на голову», когда она решила сменить кафетерий на другую сферу. Сотни покупателей, тысячи наименований товаров и огромный рабочий коллектив. Через что пришлось пройти еще «вчерашней» студентке, чтобы сегодня быть профессионалом в «большой торговле»?

— Александра, расскажи немного о себе и о том, как тебя «занесло» в торговлю?

— Я окончила Каменский агротехнический техникум по специальности «Механизация сельского хозяйства» и вообще не думала, что моя жизнь будет связана с торговлей хотя бы потому, что меня пугала ответственность в работе с деньгами. Но уже на втором курсе я стала подрабатывать. В моём случае все начиналось с общепита.

— Расскажи о своих впечатлениях работы в общепите.

— Я чувствовала себя там свободно и комфортно, особенно когда работала в кафетерии. В основном, приходили люди, близкие к моему возрасту: студенты, школьники, дети, молодые семьи. С такими людьми мне всегда было комфортно общаться, поэтому и работа шла в легком ритме, тем более, что заходящие выпить чашку кофе, как правило, шли с хорошим настроением. Обстановка тихая и спокойная, всё как будто по-домашнему. Тем не менее на месте мне сидеть не хотелось, так как всегда было желание пробовать что-то еще.

— После маленького кафетерия ты попала в большой строительный магазин. Какие были впечатления?

— Их сложно описать. Когда я работала в кафе, я всегда могла что-то посоветовать, да и это именно та отрасль, где можно экспериментировать. Ничего страшного не случится, если ошибёшься во вкусах сиропа, который добавляешь в кофе, или вместо трех ложек сахара ты добавишь две. Представляете моё состояние, когда я стою за кассовой стойкой и принимаю заказ на доставку бруса, тёса, плахи, того или иного вида цемента, ДВП, ДСП… Честно признаться, все эти слова я впервые услышала именно за кассой. Параллельно нужно ориентироваться в электронной номенклатуре. Если начать медлить, на кассе начинает собираться большая очередь, что, конечно же, мало кому нравится. И тебе приходится думать, вникать, говорить, слушать и делать одновременно, причем быстро. Пугало незнание строительного товара. Уровень моего понимания в нем был близок к полному нулю. В первые дни своей работы в строительном магазине я очень терялась, когда ко мне подходили люди взрослее меня на двадцать, а то и тридцать лет, и просили проконсультировать в тех или иных товарах, о которых я, можно сказать, сама впервые слышу. Около двух месяцев меня непрерывно обучали и «вели за руку». Если это работа за кассой – со мной рядом всегда были более опытные ребята, которые буквально стояли у меня за спиной. Если это работа по размещению товара, они рассказывали и объясняли, принципы выкладки. Первые два месяца для меня были очень не простыми, но в то же время невероятно интересными и эмоциональными, в таком ритме мне еще не приходилось работать прежде. Потом я незаметно для себя обнаружила, что в процессе работы начала что-то подсказывать и советовать людям. Я поняла, что начинаю разбираться в некоторых категориях товаров. Долгое время моего обучения начало приносить свои плоды.

— Планируешь ли ты развиваться в этой сфере, двигаться дальше?

— Я думаю, что да. Большую мотивацию дают коллеги-менеджеры. Когда еще в силу своей неопытности обращалась к ним по любым вопросам, они рассказывали и подсказывали мне абсолютно всё. Складывалось впечатление, как будто они всю жизнь занимаются этим делом. Для меня это очень круто и сильно мотивирует. Но расти куда-то выше я не спешу. Своим рабочим местом я полностью довольна, чего не сказала бы два месяца назад.

— Расскажи о людях, работающих с тобой рука об руку.

— Торговля, это действительно та сфера, где ты понимаешь, что работать с людьми бывает очень не просто. Но это обычный человеческий фактор, и я не считаю, что это плохо. Не забуду первое время моей работы, когда мне задавали вопросы, на которые я не могла самостоятельно ответить. Мне было очень страшно что-то переспросить и уточнить. Сейчас это прошло, мне не страшно. Я поняла, что люди совершенно не злые. Раньше я считала, что строительные магазины посещают люди гораздо старше меня, но это не так. Приходят молодые девушки и ребята. Из-за этого мой личный стереотип со временем разрушился. Первое время, признаться, мне было непросто справляться с эмоциями и ощущениями после каких-то недоразумений или конфликтных ситуаций, когда я, в силу неопытности, могла занять слишком много времени на кассе или не могла подсказать из-за незнания чего-то. Но спустя время, когда уже есть опыт и знания такие случаи возникают крайне редко, можно сказать, их практически нет.

— Что хотела бы сказать в заключении?

— Торговля – это по-своему круто. Где-то сложно, где-то порой непонятно, но если тебе интересна эта сфера – то всегда и в любом случае все будет хорошо! Всем хочу пожелать только самых лучших эмоций, терпения и здоровья. Поздравляю работников торговли с профессиональным праздником!

ОТ ПРОДАВЦА В НЕБОЛЬШОМ МАГАЗИНЕ ДО МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ

Марина Васильевна Рогалёва об особенностях своей профессии.

— Что вам запомнилось о начале работы в «Стройбате»?

— Сначала это был небольшой магазинчик. Саморезы, металлопласт, эмали – это были основные товары, которыми мы занимались. Нас было всего пять человек, поэтому объём работы порой был просто сумасшедшим. Все приходилось таскать, перегружать и сортировать своими руками. Мы были в какой-то степени универсальные солдаты. Бухгалтерия, продажи, работа с предпринимателями и организациями, приёмка товара, да и вообще вся работа магазина от «А» до «Я». Не скрою, порой под конец рабочего дня накатывались слёзы на глазах.

— Марина Васильевна, расскажите, как вы пришли в торговлю? Как делали свои первые шаги в этом?

— Не скажу, что когда-то торговля была для меня интересна так, как медицина, но со временем менялись какие-то собственные взгляды, интересы становились другими, менялось понимание многих вещей. В один момент я решила попробовать себя в торговле, в той сфере, которая была тогда для меня почти неизвестной изнутри, особенно в отрасли строительных материалов. Впечатлений было множество. С огромным интересом, буквально с нуля обучалась работать со стройматериалами, изучала их характеристики и способы применения. Это довольно сложно и на самом деле именно здесь нужно поработать в каждой категории товара своими собственными руками, потому что, прежде чем проконсультировать покупателя, нужно самой иметь представление о товаре, и здесь поверхностных знаний недостаточно.

— Со временем вы наработали огромный опыт. Спустя 14 лет появилось ли какое-то принципиальное различие в вашей работе?

— Конечно. Работа теперь направлена на выполнение уже определенных задач, в моем случае это только работа с документами. А вот объём работы ничуть не изменился, ее по-прежнему очень много. Но думаю, что в какой-то мере, мы по-прежнему остались теми самыми «универсальными солдатами». Когда в этом есть необходимость, мы работаем за кассовой стойкой, консультируем покупателей, помогаем в расстановке товара и, конечно же, обучаем молодых специалистов.

— Расскажите об особенностях работы с покупателями, на ваш взгляд.

— Работа с людьми – это всегда не просто. Здесь не получится работать по какой-либо методичке, где строго прописаны твои слова или действия. Думаю, что главная особенность – это уметь грамотно действовать по обстоятельствам. Покупатели бывают разные, настроение у всех бывает разное, цели их похода в магазин тоже разные. В некоторых случаях, нужно выстраивать диалог на несколько шагов вперед, особенно это касается конфликтных ситуаций, понимать тех людей, которые могут сами не знать того, что им нужно и как это используется. Думаю, что со временем и опытом любой работник торговли начинает без труда находить общий язык с каждым клиентом.

— Какой совет вы могли бы дать молодым специалистам, которые только приходят в сферу торговли?

— Самое важное, это не бояться быть самостоятельными. Не бояться совершать первые шаги, задавать вопросы и делать первые ошибки. Все придёт с опытом, особенно, если он был приобретён в непростых для вас условиях. Идите к тому, что кажется для вас непростым. Не бойтесь этот опыт получать.

— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам по торговой деятельности?

— По случаю профессионального праздника хочу пожелать в первую очередь каждому терпения, только ярких, положительных эмоций. С праздником, дорогие коллеги!

Александр Владимирович ТАРАБУКИН, продавец-консультант сетевого магазина «Проспект».

Александр уже семь лет работает в этом магазине. С юности пытался продавать бытовую технику, ему это очень понравилось. Работал везде, пробовал себя и в продуктовых магазинах, и мебель продавал. Все же ему больше нравится бытовая техника. Александр говорит, что капризные покупатели есть везде. Когда работа нравится, то и физической усталость не замечаешь.

Инна Васильевна БАУЭР, продавец электрики:

— У нас в магазине скучно не бывает. Мне все нравится: электрикой я увлекалась еще в детстве: ремонтировала гирлянды, меня хоть и током било, но я все равно лезла ремонтировала. Это, наверное, от отца, он у меня был главным энергетиком. Потом в юности это отошло немного, зато к тридцати годам интерес вернулся. Бывший директор Н. Н. Новиков меня принял на работу. Я быстро втянулась и «прижилась» тут. Сюда за покупками приходит народ, с которым можно поговорить о физике, на мой взгляд, это интереснее, чем о продуктах. По образованию я психолог, и люди иногда делятся и своей болью, и проблемами. Да, вообще, основной контингент — это мужчины, они гораздо спокойнее и адекватнее как покупатели.

— Как вы справляетесь в физическом плане. Ведь ваша работа тяжелая: целый день на ногах, приемка товара и многое другое?

— Я считаю, что если ты морально удовлетворен, то физически тебе легче все пережить. Да мне здесь просто нравится. Однажды еще бывший руководитель на 8 марта подарил набор инструментов. Если мне понравился какой-то набор инструментов и его не купили, то с зарплаты я его обязательно куплю.

— Дома у вас, наверное, их уже целая коллекция?

— Не совсем, но все нужное для жизни есть.

Светлана ЕГОРОВА, продавец продуктового сетевого магазина «Аникс»:

— Я устроилась сюда работать недавно, мне очень нравится. Нравится общаться с коллективом, с покупателям. Приходят иногда очень интересные люди. За работой можно и посмеяться и поговорить. Бывает, конечно, что люди и нагрубят, то цену неправильно посмотрели и высказывают претензии, или ребятишки невнимательны — им рубля не хватает, всякое уже было.

На вопрос, почему пошла именно в магазин, Светлана ответила, что просто искала работу и увидела объявление, прошла стажировку и устроилась. Пока все нравится.

Нина Николаевна МАСЛОВА, семейный бизнес, отдел спецодежды:

— Всю жизнь работала в горпо товароведом. Товаровед — это больше административная работа. Большой объем работы: заключение договоров, завоз товаров, контроль магазинов, выкладки. Отработала 33 года. Я очень активный человек, мне нравится общаться с людьми. Мне кажется, что людям тоже нравится ко мне ходить. У меня высшее торговое образование. Новосибирский торговый институт я закончила заочно. Я стараюсь и сейчас учиться новому и терминал освоила, кассовый аппарат. Я считаю, что будешь как древний человек без этого. Вообще, это мое: мне нравится работать с людьми, заниматься выкладкой товара, спрос покупателя изучаю. А он приходит разный: бывает и обидное скажут, кто-то, наоборот, поблагодарит. Приятно, когда люди шутят и хорошо отзываются. Я уже привыкла ко всему. Обиду, конечно, переживаю, но к людям отношусь хорошо.

Коллектив газеты «Каменские известия» поздравляет с профессиональным праздником всех работников сферы торговли! Неистощимой жизненной энергии вам, душевного комфорта, материального и морального удовлетворения от плодотворного труда. Пусть здоровье вас не подводит, и никогда не покидают оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Счастья вам, успехов в делах и стабильной выручки!

Илья КОНДРАТЬЕВ,

Ольга БИРЮКОВА.

Фото Виктор БОРИСЮК,

Дмитрий ПРОСКУРИН

и сети интернет.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяБолее 2,3 миллиарда рублей направили на выплаты ветеранам труда в Алтайском крае
Следующая статьяОпределены победители конкурса «Лучшее промышленное предприятие Алтайского края»