К чему может привести новый закон о такси
С 1 сентября вступит в силу новый закон о такси, который ударит по многим существующим болевым точкам: например, разрешит агрегаторам работать с частниками.
В дополнение к уже одобренному закону Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий штрафы за передачу заказов водителям без официальной лицензии. Эксперты уверены, что после такого рынок может сильно сжаться (лицензии на пассажирские перевозки есть далеко не у всех водителей), а стоимость поездок — вырасти в несколько раз. Действительно ли это так?
В ЧЕМ СУТЬ ЗАКОНА
Базовый закон о такси предполагает создание в регионах реестров перевозчиков, таксистов и самих автомобилей. Зарегистрироваться должны все таксисты, в том числе самозанятые. Агрегаторы, которые заключают договор с таксистами, должны проверять, есть ли у них разрешение на перевозку. Кроме того, запрещено нанимать водителей с судимостями за насильственные преступления, а также рецидивистов. В законе оговаривается и внешний вид самих автомобилей: они должны иметь шашечки в виде цветографических схем и оранжевый фонарь на крыше. В салоне нужно будет размещать информацию о перевозчике и водителе. Предлагается побороть и одну из главных сложностей общения с агрегаторами такси — их виртуальный характер. Это хотят сделать за счет создания региональных представительств, но только для тех агрегаторов, которые выводят на линию более 4 тысяч автомобилей в сутки. Создать такое представительство компания должна в течение 30 дней после того, как число машин превысило указанный порог.
— Предлагается ввести соответствующие штрафы: для физических лиц эти суммы будут составлять от 1 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 3 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 5 до 500 тысяч рублей. Проверки и протоколы будут проводить и составлять сотрудники полиции, а также уполномоченные на то соответствующими службами лица в регионах. Рассматривать иски и принимать соответствующее решение о штрафах будут суды, — пояснил зампредседателя комитета Госдумы по защите конкуренции Антон Гетта.
ВОДИТЕЛЕЙ СТАНЕТ МЕНЬШЕ
— Для получения лицензии водителю необходимо оформить полис ОСАГО, а его стоимость в регионах колеблется от 40 до 70 тысяч рублей, в мегаполисах — около 160 тысяч рублей, — добавил независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
В пресс-службе «Ситимобила» отметили, что эта инициатива связана с необходимостью сделать сферу такси прозрачнее и позволить водителям в статусе самозанятых работать легально и платить налоги напрямую государству.
— Предлагается ведение трех реестров — служб такси, перевозчиков и непосредственно автомобилей такси, а также дополнительные требования к водителям: отсутствие судимости, неоплаченных штрафов. К сожалению, технически не все регионы в стране в полной мере готовы к реализации данного закона, — прокомментировали в пресс-службе.
Также в компании подчеркнули, что сейчас ответственность за выпуск автомобилей на линию лежит на перевозчиках. Если перевозчики нарушают свои обязанности, то агрегаторы тесно взаимодействуют с госорганами, чтобы разобраться в ситуации. Новые правила могут отсечь от работы множество водителей, которые желают просто подзаработать, поскольку им будет финансово невыгодно соблюдать требования нового закона (особенно с учетом стоимости ОСАГО на такси). Именно поэтому количество машин на линии может сократиться. По мнению генерального директора такси «Максим» Максима Шушарина, под угрозой в первую очередь окажутся не мелкие региональные агрегаторы, а крупные игроки рынка.
— Мелкие [компании] где-то по знакомству, где-то просто потому, что они незаметны, вполне возможно, это переживут. Для мелких компаний будет небольшая проблема перейти снова на рации, а для крупных технологичных компаний это смерть.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» отметили, что в первую очередь нужно решить вопрос с доступным страхованием для отрасли, а также разобраться с тем, как вносить данные о перевозчиках в реестры: — Мы видим обеспокоенность партнеров из-за скорого вступления в силу закона о такси. Многие требования создают для парков существенную нагрузку, в том числе финансовую. В первую очередь, необходимо решить вопрос с доступным страхованием для отрасли – сейчас получать полисы ОСАГО на автомобили такси дорого и сложно. Кроме того, по новому закону данные о перевозчиках и автомобилях должны быть внесены в специальные реестры – процедура внесения данных еще не ясна и реестры не запущены. Это создает риски для партнеров не успеть внести нужные данные к 1 сентября. Мы постоянно общаемся с партнерами, чтобы совместными усилиями вовремя адаптироваться к новому регулированию.
ЖДАТЬ ЛИ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН
Пока рынок не адаптируется к изменениям в законодательстве, все вышеперечисленные меры будут означать повышенную безопасность для пассажиров. Правда, за нее придется платить в несколько раз больше, и это с учетом того, что с начала года перевозчики уже повысили тарифы в такси на 10–30%.
— Для пользователей, безусловно, хорошо, что поездка станет безопаснее, но если с 1 сентября агрегаторам будет некому передавать заказы из-за нехватки водителей, цена на поездки, особенно на небольшие расстояния, вырастет еще — самый минимум в два раза, — прогнозирует Дмитрий Матвеев.
Алексей Тузов считает, что подорожание будет еще более ощутимым — с учетом всех расходов, которые понесут агрегаторы, стоимость поездок может вырасти в пять раз. А гендиректор такси «Максим» Максим Шушарин привел любопытное сравнение:
— При уменьшении количества водителей на 30% алгоритмы увеличивают стоимость примерно в два раза. Представьте, что будет, когда количество водителей уменьшится не на 30%, а в 30 раз.
— Стоимость поездок динамическая, изменяется от наличия спроса и количества активных автомобилей на линии в текущий момент времени. Соответственно, чем меньше автомобилей на линии, тем выше цена на такси и тем дольше подача машины. Предлагаемый закон гораздо шире, чем просто «лицензирование такси». Он фактически регламентирует данную сферу, хотя, на наш взгляд, имеет несколько спорных моментов, — резюмировали в «Ситимобиле».
На днях был принят еще один законопроект, связанный с такси, — об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. С 1 сентября 2024 года перевозчики должны будут застраховать свою ответственность минимум на 2 миллиона рублей за причинение вреда каждому пассажиру. Эти изменения горячо поддержали страховщики, а вот ассоциация таксистов и сами перевозчики ожидаемо остались не в восторге.
По материалам сетевого издания «НГС.НОВОСТИ»