Люди стальных магистралей
Станция Камень-на-Оби и кто такие движенцы
С кем же поговорить о железной дороге? Конечно же, с начальником. Корреспонденты «Каменских известий» встретились с начальником железнодорожной станции Камень-на-Оби Натальей Штуккерт, которая уже 15 лет работает в РЖД.
Начинала помощником дежурного по станции, затем дежурной по станции и вот уже 1,5 года в должности начальника.
В подчинении 20 человек: 10 составителей поездов, 5 приемосдатчиков и 5 дежурных по станции. Кстати, Наталья в третьем поколении железнодорожник, можно сказать, романтика стальных дорог у нее в крови. Мама и бабушка так же работали на станции, и у Натальи не было никогда сомнений, что она будет работать здесь. « Именно наша работа — движенцев заключается в приеме и отправлении поездов, формировании и расформировании составов, отцепка- прицепка вагонов, подача на подъездные пути, погрузка — выгрузка вагонов. Как говорит у нас каждая служба — «Вот не было бы нас, то ничего бы не ехало, не было «конташки» — поезда бы не ходили, а не было бы нас — движенцев — не было бы ничего», — с улыбкой рассказывает Наталья.
Служба движения появилась вместе со станциями и всегда обладала большим и важным функционалом. В 19 — начале 20 вв. в её обязанности входили и регулировка движения поездов, и приём пассажиров и грузов, выдача билетов и квитанций за принятый товар, а также разбор претензий со стороны пассажиров и грузоотправителей, подбор служащих, хранение движимого имущества станций, сбор статистических данных и подготовка отчётности по всем направлениям деятельности станции. Составители поездов — одна из самых сложных профессий, в любую погоду и время суток висят на вагонах, делают подачу, руководят маневрами. Составитель поездов производит формирование и расформирование поездов, различных составов при выполнении маневровой работы на железнодорожных путях станции. Помимо этого, составитель поездов осуществляет подачу и уборку вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, которые примыкают к станции.
Приемосдатчики грузов и багажа отвечают за погрузку-разгрузку, за оформление вагонов, грузоперевозки и так далее. Приемосдатчик осуществляет пономерной учет вагонов на станции, уведомляет грузополучателей и грузоотправителей о прибытии в их адрес вагонов и грузов, принимает от них же вагоны в коммерческом отношении, ведет и оформляет станционные документы.
Оператор станционного технологического центра (СТЦ) принимает, отправляет и передает информацию о поездах, вагонах, грузах, производит натурную проверку номеров вагонов в поездах, ведет непрерывный номерной учет наличия и расположения вагонов на путях станции, подсчет данных и веса накопленных групп вагонов, составляет натурный лист поезда, формирует и получает справки и технологические документы на поезда.
ДЕЖУРНЫЙ ПО СТАНЦИИ — ВАЖНОЕ ЗВЕНО
В царские времена дежурные по станции назывались «агентами службы движения». Одна из немаловажных профессий, так сказать, сердце — это дежурный по станции.
Долгое время форменным отличием дежурного по станции (сегодня на профессиональном языке — ДС) и его сменного помощника — дежурного по станции (ДСП) была красная фуражка. Основная функция фуражек состояла в том, чтобы безошибочно различать движенцев от любого другого железнодорожника, потому что именно они являлись и являются командирами движения. Стрелки на станции когда-то по команде дежурного переводили вручную с помощью специальных рычагов. Делали это стрелочники или стрелочницы. Ветераны-железнодорожники помнят, как в советское время проводились смотры-конкурсы на лучшее состояние стрелок. Стрелочницы их мыли, натирали соляркой. Переведённые стрелки замыкали специальным ключом, который потом блокировали и шли поднимать крылья семафоров. С 1970-х годов на смену семафорам пришли светофоры, а стрелочников заменила автоматизированная система управления стрелочными переводами. Дежурный по станции является сменным помощником начальника железнодорожной станции и единолично распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также маневровыми передвижениями на станции. ДСП единственное лицо на станции, которое имеет право принимать решения в области движения поездов. Также он является руководителем смены и именно ему подчиняются все работники станции. Работа дежурного по железнодорожной станции является очень ответственной, так как эта должность связана с безопасностью движения поездов и маневровой работы. Она требует знания множества правил и инструкций, а также наличия определенных человеческих навыков и качеств. Перед вступлением на должность, необходимо даже сдать психологический тест, разрешающий или запрещающий работать ДСП. На третьем этаже здания возле железнодорожного пути находится сердце станции. Огромное табло с кучей лампочек и линий, глаза разбегаются, а дежурная по станции читает это как книгу, а под руками пульт управления. Подготовить путь для четного- нечетного поезда, прочитать все сигналы может Юлия Сорокина- дежурная по станции в РЖД с 2012 года, приехала к нам в город из Рубцовска. «Все легко, прочесть все линии на дисплее компьютера, увидеть все поезда, находящиеся на Каменском участке от Карасука до станции Алтайская и все проконтролировать», — скромно рассказывает нам Юлия.
В большей степени, все таки, основной инструмент для работы у движенца это его голова, ручка и трубка телефона.
В День железнодорожника от всей души желаем труженикам стальных магистралей профессиональных успехов. Пусть ваша жизнь будет ровной, спокойной, стабильной, как рельсы, удачные дни будут такими же частыми, как шпалы. Пусть вам всегда светит зеленый семафор, терпение и характер будут такими же твердыми и несгибаемыми, как железнодорожный костыль.
Ольга ВОРОТЫНЦЕВА.
Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.