Домой Новости района Большой обман в маленьком городе: почему каменские депутаты сознательно вводят людей в...

Большой обман в маленьком городе: почему каменские депутаты сознательно вводят людей в заблуждение?

355
0
На прошлых выходных в каменском Дворце культуры прошли публичные слушания по вопросу изменений в районный устав о порядке выборов главы муниципалитета. Это стало своего рода кульминацией оппозиционного сюжета: по итогам слушаний с этим вопросом можно смело выходить на голосование уже непосредственно на заседании районного Собрания депутатов. По крайней мере, в этом глубоко убеждены инициаторы проекта.

Итак, на публичные слушания был выведен политический вопрос, ставший в последние несколько месяцев идеей фикс глубоко заряженных на конфронтацию с действующей исполнительной властью депутатов — вернуть всенародные выборы не нытьем так катаньем.

ТЯП-ЛЯП, И ГОТОВО

Вкратце пробежимся по истории вопроса. Ещё в конце прошлого года инициативная группа депутатов вышла с предложением изменить в районе порядок назначения высшего должностного лица исполнительной власти. Сейчас в Каменском районе главу выбирают депутаты из числа кандидатов, одобренных специальной конкурсной комиссией — и это метод, который до поры до времени был единственным возможным в силу федеральных законодательных актов.

В Госдуме долго обсуждалось будущее местного самоуправления, и некоторые фракции главного законодательного органа страны активно продавливали возврат к прямым выборам муниципальных руководителей. А нардепы АКЗС пришли к некоему компромиссу — пусть, мол, сам народ на местах решает, какой механизм включить. То есть прямые всенародные выборы глав добавился как вариант — за который каменская оппозиция ухватилась страстно, как голодный охотник за дубину. И началось исступленное лоббирование прямых выборов в Каменском районе.

На первых порах дискуссии на сессиях по этому поводу доходили до абсурда: на одном из зимних заседаний депутат Василий Железовский предложил изменить порядок выборов здесь и сейчас, куя железо, не отходя от кассы. Какого, спрашивается, куя. Тот факт, что любые вторжения в устав муниципалитета требуют «предварительных ласк», включающих публичные слушания, его совершенно не смущал. К счастью, коллеги Железовского не поддержали, рассудив, что требования федерального законодательства попирать не стоит.

Интересно, как развивались бы события, пойди тогда весь оппозиционный пул и сочувствующие на поводу у этой странной спешки? Как минимум, краевой Минюст вместо рецензии на обновленный устав покрутил бы пальцем у виска. И, наверное, даже добавил бы крепкое словцо, как в известном меме с Лавровым, где по его губам явственно читается, что он думает о не слишком умных политических оппонентах.

Интересно, насколько точно сработал внутренний арифмометр депутатов?

Итак, на той сессии вопрос сам собой отвалился, а оппозиция развернула активную деятельность. Но получалось фиговенько. Например, на публичных слушаниях, прошедших в конце марта, инициативная группа забыла, что при изменении порядка выбора главы муниципалитета нужно не только поправить пункт устава района о порядке выбора главы, но также «причесать» ещё как минимум три пункта, так или иначе пересекающиеся с вышеуказанным параграфом. В том, что публичные слушания не состоялись, следом обвинили главу района Ивана Панченко — якобы тот сорвал их в личных интересах. Из внимания группы депутатов, почему-то, ускользает тот факт, что полномочия Панченко истекают естественным образом через несколько месяцев, и поправки в устав лично для него ничего не изменят.

ДОКОЛЕ!

Это не единственные странности в активной возне оппозиции. Вокруг попытки провести нейтральные по сути изменения в устав создана атмосфера «революционной» борьбы против конкретного человека. Будто бы не о демократических институтах пекутся мундепы, а поперек непосредственно Панченко. Накануне публичных слушаний по сети бешено тиражировался ролик, в котором под тревожную музыку мелькали наиболее постапокалиптические пейзажи города, а голос за кадром вещал что-то в духе «доколе». Рассуждения о «демократизации» системы выборов в принципе как-то уходили на задний план. И целый комплекс подмененных понятий прилагался.

Новые публичные слушания прошли с аншлагом, да и обставлены, надо признаться, были со вкусом. Если не вдаваться в подробности. Похоже, максимальную явку постарались обеспечить обе стороны. Если административный пул на публичные слушания пришел с твердой целью и явным пониманием ключевой сути вопроса, то их оппоненты (творческое воображение рисует картину, как слегка сопротивляющихся жителей города грузят в автобусы депутаты-оппозиционеры) не слишком «врубались» в повестку. Корреспонденты прошлись вдоль длинной очереди к столику с регистрацией и спросили прямо: в курсе ли граждане, что сегодня будет обсуждаться. Оказалось, что многие не имели понятия. Видимо, внимание оппозиционной паствы сузилось до прокламаций из «завирусенного» видео под условным названием «Доколе!».

А фракция КПРФ в нашенском, местном парламенте, выписала из АКЗС своего товарища, который выступал в качестве эксперта по демократии. Конечно, краевые коммунисты приехали во всеоружии: с собственным видеооператором, который тщательно запечатлевал процесс слушаний. Надо полагать, это основа партийного пиара. Коммунисты сделали беспроигрышную ставку. В случае успеха всей процедуры сей акт войдёт в анналы как безусловная победа «красных». Если инициатива треснет по швам, то крайние всегда найдутся, а лозунги никуда не денутся. Это как поставить в казино одновременно на красное, черное и зеро и незаметно слинять со своими фишками, пока крупье давит мух.

КАКАЯ-ТО ТЫ, ДЕМОКРАТИЯ, НЕ ТАКАЯ

Депутат АКЗС от партии КПРФ Антон Арцибашев, в общем-то, выдал базу. И бил тем, что прямые народные выборы — ни что иное, как самая демократичная демократия на свете.

— С 2022 года в Алтайском крае на территории любых районов, округов и городов люди, далее депутатский корпус, могут принять решение: либо через комиссию назначается глава посредством обсуждения в узком кругу, либо широко, всем населением. Я считаю, что все главы, начиная от сельсовета, до района, края, страны должны выбираться населением. Они же должны быть подотчетны населению, должны чувствовать ответственность пред населением, потому что именно люди делегировали им власть.

Интересно, что слово «назначение» довольно часто срывалось с уст инициаторов изменений в устав и их соратников. Интересно, что это — оговорка? Или за четыре года в местном парламенте некоторые депутаты так и не научились отличать теплое от мягкого? Или это умышленное лукавство в целях посеять в головах доверчивых горожан смуту — этакая любительская практика нейро-программирования? А депутаты хоть и программировали грубо, гаечным ключом, но эффект есть.

Кажется, это называется эффект Манделы — когда у людей массово возникают одинаково ошибочные мнения о том или ином событии. При должных усилиях толпу можно «отманделить» будь здоров.

На всякий случай повторим для ясности: сейчас по уставу глава района тоже выбирается (!) депутатами райсобрания, которых ранее выбрал народ. Грубо говоря: вы там умные, вам и решать, кому доверить штурвал. Такое настойчивое стремление спихнуть обратно на народ ответственность за выборы главы исполнительной власти наводит на мысли, что в самом депутатском стане этот штурвал разболтался и не фурычит (творческое воображение рисует образ абстрактного депутата, который бродит по темным коридорам администрации с деревянным рулём и полубезумным видом и рассеянно думает, кому бы его впихнуть).

Примерно об этом говорил с трибуны один из участников публичных слушаний, известный предприниматель Виктор Евтушенко. В том числе он отметил, что нынешний механизм формирования исполнительной власти — это вполне себе демократия со всеми электоральными настройками. А не умеешь в неё — не берись, не твоё это.

— Я хочу вам напомнить о выборах в Камне-на-Оби в 2004 году, когда кандидатом на пост главы администрации города был некий генерал-майор Гребенщиков, — обратился к публике предприниматель. — Помните, сколько всего он нам обещал? Мост через реку, автомобили пенсионерам и так далее. Слава богу, его тогда у нас прокатили. Зато он победил на выборах в Крутихе буквально на следующий год, пообещав крестьянам бесплатные ЗИЛы, населению — бесплатную «коммуналку» и многое другое. А когда его избрали, он сказал: простите, ребята, концепция изменилась, а убрать меня вы уже не сможете. Я поражен депутатами, которые постоянно говорят «выборы или назначение». Не надо передергивать! Главу выбирают депутаты, которых избрали мы. А раз уж мы их избрали, так давайте им доверять. Если они не работают, давайте их отзовем, черт возьми! Это гораздо проще, чем отозвать всенародно избранного главу, который наобещал и ничего не делает. Прямые выборы — это не единственная демократия, а одна из её форм. Прямые выборы мы уже видели. И сейчас мы видим видеоролик с тревожной музыкой, разбитыми дорогами, заявлениями, что глава района Панченко не пользуется доверием населения, и опять говорится: вернем прямые выборы вместо назначения. Извините, какое назначение?

«ЛЕГКО ОТОБРАТЬ У НАРОДА СВОБОДУ — ЕЁ ПРОСТО НУЖНО ДОВЕРИТЬ НАРОДУ»

 

Самое интересное, что термин «назначение» настойчиво трещит в соцсетях на страницах депутатов-инициаторов. Кто и зачем решил так глобально запудрить народу мозги в надежде, что повторенная многократно ложь станет общепринятой правдой? Мсье де Шатобриан, которому принадлежит эта поговорка, явно понимал, как оболванивается народ из политического рупора.

Итак, перед участниками публичных слушаний была поставлена дилемма: ввести в Каменском районе прямые народные выборы или оставить как есть — избрание депутатами из списка кандидатов. Слепые эмоции говорят о том, что первый вариант — наш единственный демократический путь к процветанию.

При этом сегодня в Каменском районе в тренде считать за эталон видного деятеля советской эпохи Евгения Парфёнова, первого секретаря Горкома КПСС — мол, это были годы сильного руководителя и, как следствие, социального и экономического процветания Камня-на-Оби. Кто постарше, вспомнит, что выборами в те времена и не пахло, он-то как раз и был назначенцем. И народу он был не подотчетен — только крайкому единственной в стране партии. Странно, что автору данных строк (социал-либералу) приходится объяснять такие вещи коммунистам КПРФ (ближайшим наследникам ушедшей эпохи).

Но вернемся к главному моменту — предмету публичных слушаний. По сути, собравшиеся рассматривали достоинство и недостатки каждой из двух моделей выборов (!) главы района — существующей сейчас и предлагаемым прямым всенародным голосованием.

Приведем работающий пример из глобального мирового опыта — Венгрию. Там народ голосует на выборах исключительно за депутатов государственного Собрания. А они, в свою очередь, выбирают президента республики (главу представительной власти) и премьер-министра (главу исполнительной ветви). То есть депутаты не только самообразуют свой корпус, но также формируют правительство и судебную ветвь власти. То же самое — в местном самоуправлении. По сути, это символизирует полное доверие народа к своим избранникам и представителям — депутатам. Кто скажет, что это не демократия? И это то самое, о чем говорил в своем выступлении Виктор Евтушенко.

Некоторые были настолько за, что голосовали по-македонски, с двух рук. таких людей было достаточно много.

В то же время прямые народные выборы имеют несколько подводных камней. Абстрагируясь от далеких мадьяров, вернемся в наши реалии. По какой-то причине депутаты настойчиво позиционируют всенародные выборы единственным эффективным электоральным инструментом. А теперь оцените: для импичмента главы исполнительной власти, избранного прямым голосованием, нужно 50% процентов плюс один избиратель от всего количества зарегистрированных избирателей. Учитывая, что на выборы ходят 20-30 % населения, отзыв всенародного избранника становится нереальным. А чтобы пролезть во власть, достаточно быстренько «настрелять» себе реноме и очень много наобещать (не забывая почаще говорить «Доколе!»). Прямые выборы в принципе проходят под девизом «я им обещаю-обещаю, обещаю-обещаю, а им всё мало». А как быстро иссякают пылкие речи — стоит лишь просохнуть печати избиркома на документе. Каменцам это знакомо — видели, знаем.

«СКОЛЬКО ПРАВДЫ В ГЛАЗАХ…»

Вообще, к чему эта инициатива, которая всё больше напоминает фарс? Как уже говорилось выше, законотворчество, нормотворчество — абстрактный процесс, который создает алгоритмы как таковые. В процессе подготовки и во время проведения публичных слушаний всё настойчиво сводится к одной персоне лично. Надо полагать, за всем этим на заднем плане маячит темная лошадка с готовой командой, рассчитывающей на изрядный ломоть от пирога.

Иначе как объяснить всю это суетливую прорву действий, которая, в общем-то, для устранения главы района Ивана Панченко совершенно не нужна. Напомним, что полномочия Панченко истекают в декабре сего года. Нынешний созыв районного Собрания депутатов просидит в своих креслах почти на год дольше. Где логика, в чем смысл? Ведь уже через несколько месяцев именно этот созыв (при сохранившейся системе выборов) изберёт нового главу.

В процессе дискуссий депутат Василий Железовский посетовал на то, что аж четыре депутата РСД в силу должностей заинтересованы в статусе кво. Всего четыре депутата, Карл! Против шестнадцати. Каждый по разу кинет шапкой — и они в травмпункте.

Если резануть по известным фактам бритвой Оккама, то остается самое простое объяснение, которое часто оказывается единственным верным. Оппозиционное братство уже присмотрело кандидата, который в силу неких причин не проходит ценз комиссии. А у неё (комиссии) довольно высокие требования к соискателю и к его компетентности, в том числе образованию. Девиз «кухарка может управлять государством» безнадежно устарел, надо сказать. При этом фильтр для всенародных избранников, как ведро без дна: лишь бы не действующий уголовник или (боже упаси) иноагент.

При таких раскладах получается, что наш представительный орган власти ваяет нормативно-правовые акты не в общей демократической формуле, а под конкретную персону. Зато сколько пламени в глазах, сколько правды в них же, сколько желания пасть порвать за демократию.

СЛОМАННЫЙ АРИФМОМЕТР

Раз уж завели разговор о демократии, то в руках инициативных депутатов-оппозиционеров она крайне неточна. Настоящий фарс разыгрался во время подсчетов голосов, который проводился буквально навскидку.

Официально на публичные слушания зарегистрировались 306 участников. В итоге за прямые всенародные выборы проголосовали 130 человек, за сохранение опосредованных выборов — 128 человек. Воздержались четверо. Что случилось с мнениями ещё 44 человек?

130 из 306 — это большинство или не очень?

В соцсетях некоторые депутаты, в том числе городские, довольно неуклюже оправдывались, мол, кто-то вообще не поднимал руку, кто-то в момент голосования вышел (покурить/подышать/пописать – нужное подчеркнуть). Ну да бог с ними, с неопределившимися гражданами.

Смущает сама система подсчета. Почему подсчет «на глазок» вели депутаты, которые активно лоббируют внесение изменений в устав, а у нас и у избирателей есть серьезные вопросы и сомнения не только к уровню образованности счетоводов, но и к обыденной способности складывать простые числа? Как быть с точностью подсчета? Где гарантия, что  все голосовали честно, не подняв одновременно две руки, две ноги и деревянную культю соседа? Кстати, на одном из фото видно, что две руки, голосующие за внесение изменений в процедуру выборов, прикреплены к одному человеку. Да и где гарантия, что счетовод, пробежавшись по залу, не забыл количество уже посчитанных и не  брякнул цифру, что называется, от балды. Вот так демократия.

Почему депутаты-инициаторы решили, что итогом публичных слушаний стала рекомендация депутатам внести изменения в устав, если ни одно решение не набрало простого большинства (т. е. 154 голоса)?

Почему-то депутат-«общественник» в своем СМИ открыто лжет читателям, что принято решение, и теперь дело за депутатами. Посмотрим, чего они там стоят… Выше уже были высказаны сомнения в адекватности и наличии ума у данного персонажа. Но зачем скудоумие заменять враньем, если по факту никакого решения на слушаниях не было принято?

Ну, и ещё один момент, который уже звучал на одной из сессий: почему инициативная группа настойчиво «окучивает» только горожан? Почему жители сельской части района оказались не у дел?

Вопросов много, а ответ один — хрен его знает.

И стоит упомянуть вопрос из зала к эксперту от КПРФ — если Каменский район (первый в крае) придет к прямым всенародным выборам главы, то за чей счет будет этот банкет? Прямые выборы — затратное удовольствие. На это коммунист ответил, что если каменцы примут решение о прямых всенародных выборах, край выделит деньги — мол, никуда не денутся. Так-то оно да. Правда, нужно взять в расчет, что бюджет Алтайского края дотационный. Чтобы куда-то 5-6 млн. рублей прибыло, нужно, чтобы они откуда-то убыли. Например, от социалки или коммуналки одного района, в котором почему-то верят только в одну форму демократии.

Максим ПАНКОВ. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяНе наскребли кворум: в Камне-на-Оби не состоялась сессия горсовета
Следующая статьяВ Камне-на-Оби состоялась конференция, посвященная «цифровым» мошенникам.
Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: