Домой Картина дня БОМЖ: как житель Камня-на-Оби лишился дома, а на его месте появилась АЗС.

БОМЖ: как житель Камня-на-Оби лишился дома, а на его месте появилась АЗС.

32
0
Два десятка лет назад по ул. Некрасова, 3 стоял дом Геннадия Павловича. Теперь не осталось ничего.

Много лет подряд Геннадий Герасимов стучал в разные двери. Безрезультатно. По первости, когда вернулся в город и обнаружил, что от его дома ничего не осталось, построил себе времянку на Каменской. Пять лет жил там без света. Электричество почему-то не разрешали проводить. Как он сам утверждает, в качестве мести от властей за то, что хотел крышу над головой вернуть – шумихи тогда никто не хотел, рот пытались закрыть всевозможными способами.  Мужчина говорит, что и угрозы физической расправы в его адрес поступали, когда снова начинал ворошить тему про свое исчезнувшее с лица земли жилье. Куда только ни писал, куда только ни обращался – в ответ одни отписки. Будто и не было у него никогда ни дома, ни земли. Будто мир сошел с ума и это вполне нормально – лишить человека жилья, заставив скитаться по углам. Вот только в его паспорте стоит штамп о прописке в доме-призраке. Федеральный Росреестр подтвердил, что дом был. А каждый год он исправно платил налоги за несуществующее домовладение, которое у него, по сути, отняли. Уже готовится иск в суд, где живые свидетели подтвердят факт — они своими глазами видели, как дом Геннадия Павловича разбирали рабочие во время строительства заправки.

Речь в нашем материале пойдет об автозаправочной станции на улице Пушкина. Появилась она по соседству с гимназией № 5 почти двадцать лет назад и была связана с громкими в те времена именами Горожанкина и Шейнова. Юрий Горожанкин в 2003 был директором Каменского рыбозавода и родным братом мэра города Валерия Горожанкина. Виктор Шейнов занимал должность депутата городской Думы и директора ремзавода, который, кстати, во времена конца СССР чудесным образом оказался в частных руках.

Двадцать лет назад строительство «бензоколонки» в сердце города, да еще и рядом со школой вызвало большой общественный резонанс. Горожане прекрасно понимали, что делается это приближенными к власти людьми, но всячески пытались противостоять грядущей стройке. Люди писали коллективные обращения тогдашнему министру МЧС Сергею Шойгу и главному санитарному врачу по Алтайскому краю. Больше всего каменцев пугала близость школы и излишняя загазованность центральной части, которой поспособствует новый объект.

В сентябре 2003 года в газете «Каменские вести» вышел материал под названием «Беспредел». В нем корреспондент газеты задал вопрос директору школы-гимназии № 5, согласовали ли с ним строительство АЗС. «Никто меня не спрашивал. Я знаю только одно: в постановлении говорится, что школу нельзя строить ближе, чем на сто метров от производственных объектов. Да, школу строить нельзя, а заправку буквально в двух-трех десятках метров, выходит, можно?», — ответил тогда директор.


Из ответа федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) от 05.05.2022 г.:

«… Согласно сведениям ЕГРН по адресу Камень-на-Оби, ул. Некрсова, 3 расположен жилой дом с кадастровым номером… общей площадью 34,7 кв. м, принадлежащий на основании договора дарения Герасимову Г.П… Дом с надворными постройками 1291 кв. м».


Впоследствии в разные годы проходили суды по искам администрации Каменского района к хозяевам АЗС. Делался упор на то, что при строительстве не соблюдены санитарные нормы и противопожарные разрывы, отсутствовал  акт ввода в эксплуатацию. Однако местный суд всегда выносил решения не в пользу муниципалитета.

За судами и «разборками» все и позабыли о некоем Герасимове, о его разобранном доме, о «захвате» его территории. Тем более, все отписки и ответы ему уже были даны. Видимо, никто не ожидал, что через двадцать лет он все-таки задумается о том, где встретит старость и проживет свой век. Не во времянках же и не на съемных квартирах. Отчаявшись самостоятельно справиться с бюрократической машиной и интересами бизнеса, мужчина обратился юристу.

ДОМ-ПРИЗРАК

«Вон там мой дом стоял, — показывает рукой за забор из металлопрофиля Геннадий Павлович, — заправка эту часть моей земли почему-то забором огородила. За забором стоял большой дом 8х9, 1914 года постройки. Было две комнаты, надворные постройки и земля. Сейчас на оставшемся клочке бурьян. А я бомж, по сути».

Кстати, наш герой утверждает, что именно на этом небольшом оставшемся пустыре в свое время власти предлагали ему построиться заново. Мол, никто ж тебе не мешает новым домом обзавестись – вот земля, оформляй. Только мужчина до сих пор в недоумении: его имущество самовольно «захватили», а теперь строиться еще за свой счет предлагают буквально за забором от опасного объекта на маленьком клочке земли. Мол, сам виноват – вовремя документы не оформил, вот и лишился недвижимости. Впрочем, в определенный момент мужчина был готов поверить, что не было у него никогда здесь никакого дома – это с завидным упорством внушали ему различные ведомства своими официальными ответами. Только документы и штамп в паспорте говорят об обратном.

Домовладение Герасимова, кроме дома, включало надворные постройки. Все снесли. Сейчас здесь бурьян.

«Я не скрываю, что несколько лет находился в местах лишения свободы. Молод был и глуп. Подрался сгоряча. За свои деяния понес наказание, вину свою искупил.

В 1999 году уехал в Москву на заработки. Потом приезжаю в Камень, вижу, дома нет – на этом месте начинают строить заправку. Начал выяснять – Горожанкин и Шейнов строят, — рассказывает Геннадий Павлович, — я ничего не стал предпринимать, уехал. Вернулся, власть сменилась. Главой стал Федор Найден. Я снова стал разбираться. Тогда Горожанкин предложил мне небольшую компенсацию за разобранный дом. А потом внезапно отказался от своего предложения. Видите, сколько писем и бумаг собралось за эти годы. Периодически ходил по инстанциям, но сейчас понял, что без помощи юриста делать это бесполезно.

Да, я не предпринял вовремя меры по оформлению земли, вовремя не подсуетился, но я даже и не знал, что это нужно сделать. Не отрицаю, что по глупости своей. Но неужели из-за этого меня нужно лишать дома, забирать мою землю, а потом в упор этого не видеть и все отрицать. Я что, не гражданин РФ, а иностранец залетный?».


Из ответа федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) от 05.05.2022 г.:

 «… Обращаем внимание, что площадь земельного участка по адресу Пушкина, 32 значительно превышает площадь земельного участка по Некрасова, 1.

Описываемая заявителем в обращении ситуация могла возникнуть в результате включения (частичного включения) территории домовладения по адресу Некрасова, 3 в территорию земельного участка АЗС при его образовании. В таком случае имеет место спор о праве, подлежащий рассмотрению в судебном порядке».


Герасимов уверен, что правда рано или поздно должна восторжествовать. Открывает паспорт и показывает прописку в несуществующем доме.

Сейчас он работает вахтой в Новосибирске. Живет в небольшом домике одного из садоводств, на дачах.

КТО И КОГДА «ОТЖАЛ» ДОМ?

История двадцатилетней давности разворачивалась постепенно. Как никто другой в нее вник юрист Геннадия Герсаимова Наталья Шевченко.

«Геннадий Павлович обратился ко мне в начале 2022 года. Рассказал, что 20 лет назад в момент его нахождения в местах лишения свободы и временного проживания в Новосибирске, был снесен его родной дом, в котором он прописан с 1991 года, который достался ему по договору дарения в этом же году. Дом снесен, на его месте с захватом его земельного участка построена АЗС, — рассказывает юрист, — у нас есть свидетели, которые видели, как сносился дом. Но добиться правды человек за 20 лет не мог. При этом он исправно платил налог на дом и землю. Мы уже оспорили этот момент в налоговой. Ему вернули деньги за последние три года — это 2020, 2021, 2022 годы. Более никто ничего из уплаченного ему не возвращал. Право собственности у него зарегистрировано и на дом и на землю. Прописка по адресу Некрасова, 3 у него и двух его родственниц.

После тех событий он обращался в местную прокуратуру, в администрацию, полицию. По написанному заявлению в правоохранительных органах разбирательство проводилось очень странно. Тогда ссылались, что собственники земельного участка на связь не выходят. Один из собственников через какое-то время вышел на связь и сказал, что земельный участок приобретен на законных основаниях, сноса не было и дома на момент стройки тоже не было. Факты и местные жители же говорят об обратном.

Только после того, как Геннадий Павлович обратился к уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, что-то начало сдвигаться с мертвой точки, стали в ситуации разбираться.

Цепочка событий изначально вообще интересно строилась. Администрация города двум собственникам с известными фамилиями  передает на праве пользования сначала в аренду земельный участок по Некрасова, 1 и Пушкина, 32. Они начинают там стройку, понимая, что площадь, которую дали по постановлению, мала для строительства АЗС. Там должен быть двойной подъезд с двух сторон — въезд и выезд. Таким образом, они заняли площадь домовладения по Некрасова, 3. После этого в Камне меняется власть. С приходом нового мэра Федора Найдена, он все предыдущие постановления главы пытается аннулировать со ссылкой, что они незаконные. Но те два бизнесмена подают  в суд. И суд принимает решение в их пользу. На сновании того судебного постановления они регистрируют право собственности на земельный участок и в 2007 году право собственности на нежилое помещение, то есть на саму АЗС. Но ввода в эксплуатацию так и не происходит. То есть они просто зарегистрировали, как объект недвижимости, но деятельность по факту проводить нельзя.

Улица Некрасова сейчас начинается с дома под номером 5. Разрешение, которое выдавала в тот момент администрация, было только на смежный участок Некрасова, 1 и Пушкина, 32, который в общей сложности тогда занимал около двух соток. Сейчас АЗС занимает 0.9 га. У нас есть официальный ответ Росреестра, который выступает третьим лицом, но подтверждает факт большей занимаемой площади. То есть разрешение дано на 0.2 га, а занимают они 0.9 га.

Улица Пушкина является общественно-деловой зоной, там возможно строительство такого сооружения, как АЗС. Но улица Некрасова – это жилая зона. Там запрещено строительство таких объектов, как автозаправка.

Данные на сегодня не уточняла, но знаю, что до 2022 года АЗС не была введена в эксплуатацию, как объект недвижимости. Так как участок является смежным даже по старым характеристикам — Некрасова, 1 и Пушкина, 32. То есть по Пушкина, 32 — идет разрешение, а по Некрасова, 1 — нет. Кадастровая палата не разрешает ввод в эксплуатацию данного сооружения. До 2022 года — это точно была «незаконная постройка».

Также администрация сейчас дает отписки, что есть прямой подъезд между автозаправкой и домом по Некрасова, 5. Этот клочок шириной 2-3 метра принадлежит адресу Некрасова, 3. Его предлагают под застройку Герасимову. Но мы понимаем, что данная площадь не может быть полноценным земельным участком для ведения подсобного хозяйства. Это слишком маленькая территория. К тому же строить жилье впритык к АЗС так себе затея.

А мой доверитель на этом фоне так и живет — то на квартирах, то вахтами по две недели в Новосибирске. Ни кола, ни двора у него нет, но зато есть официальная прописка и два документа на право собственности (на дом и землю) по Некрасова, 3 — адреса, которого на данный момент не существует.

Мы готовимся выходить с иском в суд в сентябре. Сразу настраиваемся на судебные инстанции выше Каменского городского суда. Решение по этому поводу уже принято — мы будем доводить дело до конца и справедливого итога. При этом, «крови» не хотим, не хотим кому-то портить бизнес. Тем более, что нынешние владельцы АЗС к событиям двадцатилетней давности отношения не имеют. Геннадию Павловичу будет достаточно денежной компенсации. Хотя законодательство о самовольном захвате говорит однозначно. Даже если земля неучтенная и ее границы не определены, в БТИ в свое время была внесена определенная запись. По закону нельзя строить на месте чужого жилья, на месте, где располагаются чьи-то постройки, повторюсь, даже если земля неучтенная. Если посчитать аренду земли, которую «захватили» в 2003 году, неустойку, упущенную выгоду, сумма будет внушительная. Стоимость «захваченного» участка тоже будет немаленькая.


Из ответа федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) от 05.05.2022 г.:

«… На земельном участке, расположенном по ул. Пушкина, 32 установлены признаки нарушения земельного законодательства (использование земельного участка не по целевому назначению, принадлежащего к другим категориям земель). В адрес собственника отправлено предостережение».


Кстати, в данном случае могу сказать большое спасибо нашему федеральному БТИ и федеральному Росреестру. От федерального Росреестра пришел ответ, не выгораживающий определенных граждан. А все запросы и все обращения, которые идут на уровне Каменского района, они все приходят пустыми. Только федеральное ведомство подтвердило факт того, что АЗС занимает намного больше площади, чем было выделено по постановлению.

Я считаю, что человека оставили на улице со ссылкой на то, что он в тот момент находился в местах лишения свободы и не мог вовремя предпринять необходимых мер. Так что, ему теперь жить не нужно, и крыша над головой ему не нужна? Распорядились его собственностью, как своей, не подумав о том, что оставили человека без крова».

Мы будем следить за развитием событий.

Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяКАЛЫМ
Следующая статьяЕще один кандидат в депутаты Каменского горсовета снялся с предвыборной гонки
Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: