Ежегодно 6 апреля в нашей стране отмечается профессиональный праздник работников следственных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации
На одной из центральных улиц нашего города расположено строгое трехэтажное здание, посетителем которого желает быть не каждый. Обычно дорога туда ведет людей по острой необходимости в поисках помощи или же оступившихся, по принуждению в целях исправления. Но есть и те, для кого это место второй дом – работа, они приняли присягу и теперь служат на благо общества.
Корреспондент «Каменских известий» побывал в гостях у Ольги Маховой, старшего следователя следственного отдела Министерства внутренних дел России «Каменский».
Ольга Александровна встретила меня на пропускном пункте, все как положено, строго и четко: паспорт, пропуск, правила поведения…
Признаться, представить на такой должности хрупкую девушку мне было сложно. Как правило, эту профессию выбирает сильная половина человечества, казалось мне. Если б не форма, при встрече на улице не подумаешь, что следователь. Никакого сверлящего взгляда и строгого выражения лица.
Ольга дружелюбно предложила пройти на ее рабочее место. Преодолев недолгий путь по длинным коридорам здания и подъем по крутой лестнице, мы оказались в светлом небольшом кабинете. Два стола, оборудованные компьютерной техникой, пара стульев, маленький диванчик и шкаф, ничего лишнего. Все с педантичной аккуратностью расставлено и разложено по местам. Сразу представилось, что, если такой порядок на столе, значит, и в мыслях все по полочкам разложено.
ПЕРВЫЕ ШАГИ К МЕЧТЕ
О том, как выбрала эту профессию, Ольга рассказывает так.
— Вообще, это была моя мечта! С класса девятого, наверное, точно уже не помню. От кого-то услышала, что в Барнауле есть юридический институт МВД России и загорелось поступить именно туда. Сложно, конечно, было, но я успешно сдала ЕГЭ по предметам история, обществознание, русский язык и физкультура. Поступила и отучилась там 5 лет по специальности юриспруденция. Так, в 2013 году, окончив обучение, сразу пришла работать сюда, в следствие.
— Конечно, юношеские мечты и представления о работе не совсем совпадают с реальностью, — признается она. — На самом деле практика очень сложна, не каждому по силам ее выдержать. Эта профессия требует правильного психологического подхода к каждому: и потерпевшему, и подозреваемому.
При расследовании дел ей приходится много анализировать, осуществлять сбор доказательств, оформлять процессуальные документы, которые собирают коллеги, исходя из показаний, предоставленных потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми лицами. Попадаются разные дела – средней тяжести, тяжкие, квартирные кражи, разбои, грабежи, распространены кражи со счетов банковских карт и ещё много чего. Следователь — это специалист, имеющий знания в разных областях, если где-то что-то не понятно, то должен найти способ, чтобы разобраться. «Мы по образованию не бухгалтеры, и не экономисты, но приходится расследовать дела экономической направленности, где нужно исследовать соответствующее документы, — объясняет Ольга. — Постоянно приходится прокручивать всё в голове в поисках верного решения, неожиданных результатов не бывает.
В ходе расследования собираются доказательства. Если они в полной мере изобличают преступника, то ему предъявляется обвинение, а дело передается в прокуратуру и далее для рассмотрения в суд, который выносит приговор.
Присутствие в суде следователя обеспечивается только в случае необходимости, поэтому, чем окончился процесс, ей можно узнать, только проявив интерес, который вызывают обычно резонансные дела, например, многоэпизодные, такие как квартирные кражи или дела экономической направленности.
При совершении тяжкого преступления для ранее судимого человека, судимость которого не погашена, мера пресечения избирается в виде заключения под стражу.
— До сих пор помню своё первое задержание, — рассказывает Ольга, — это произошло спустя месяц, как я пришла работать после института. Вот это был страх! Вроде, в теории ты всё знаешь и всё понимаешь, но на практике это использовать в напряженной обстановке гораздо сложнее.
Также в ее работу входят суточные дежурства, выезды на вызов и ДТП, где приходится иметь дело с пострадавшими и погибшими. «В некоторых ситуациях не получается оставаться равнодушной, — рассказывает она, — тяжело просто, что ничего изменить невозможно».
А вообще, каждое дело индивидуально и к любому нужен свой подход. Люди разные, независимо от их статуса, потерпевший это или подозреваемый — мне не важно, я ко всем отношусь по-человечески и общаюсь с пониманием».
Одним из сложнейших направлений в своей службе считает работу с несовершеннолетними, теми, для кого и родители не авторитет, слушать не хотят никого, практически бесконтрольные.
СЛУЧАИ ИЗ РАБОЧИХ БУДНЕЙ
Тогда в юности Ольга сделала исключительно свой выбор, приняв решение, которое поддержали родители. И так на протяжении 10 лет работы, в каждой нелегкой ситуации мама напоминает: «Ну ты же сама выбрала себе профессию». Но девушка ни разу не пожалела. «Бывает, иногда всплакнешь немного», — с улыбкой делится она.
Рассказывая о процессе работы, в том числе проведении допросов, подмечает, что главное объективность. Характер у фигурантов разный, кто-то с адвокатами приходит, кто-то ведет себя дерзко, в любом случае диалог строится в рамках закона, согласно уголовно-процессуальному кодексу. Определить, обманывает человек или нет, удается не всегда сразу. «Даже имея профессиональный опыт, не перестаю удивляться, что некоторые так искусно на это способны!» — говорит Ольга.
Бывают случаи, когда муж, заступаясь за жену, либо наоборот, берет вину другого на себя. В таких ситуациях приходится искать факты, видео-доказательства, опрашивать очевидцев.
Еще к сложным делам можно отнести те, которые приводят к тяжкому вреду здоровья. Например, семейные пары, находящиеся наедине, ссора которых приводит к потасовке с причинением телесных повреждений. Отсутствие свидетелей и признательных показаний усложняет следствие.
И жизнь самого следователя может подвергаться опасности, обычно такие случаи бывают при задержании. «Как-то нож мне демонстрировали, пытаясь оказать сопротивление. А в другой раз при проведении осмотра дома хозяин неожиданно схватил газовый баллон и начал кричать, что если сейчас все не уйдут, то он взорвет дом. Всё происходило мгновенно, но опасность была устранена. Осознание происходящего приходит уже после», — говорит Ольга Махова.
Но не редки и случаи, когда после отбывания срока бывшие осужденные приходят к ней просто побеседовать, и в основном ничего плохого кроме слов благодарности не произносят. Осознание вины и отбытое наказание уже путь к исправлению и эта ответственность только самого правонарушителя.
Часто приходится иметь дело с рецидивистами, одни и те же люди попадают к этому следователю повторно, их типаж поведения ей уже знаком, от этого работать становится чуть проще. Иногда подозреваемые сами просят забрать их дело себе, так как они убеждены в объективности данного сотрудника.
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Ольга признается, что весь ворох дел невозможно оставить на работе. Постоянные сроки, которые не дают покоя, не позволяют просто прийти домой и не думать о них. Самая большая привычка, выработанная за годы трудовой деятельности — задавать много вопросов, выяснять и спрашивать все, близкие и родственники замечают это постоянно. Простая прогулка по улицам города не обходится без сосредоточенного внимания, зачем кто-то там ходит, а что он там делает в такое время?
Какой бы сложной ни казалась работа нашей героини, в приоритете у нее всегда семья, а это сын Александр, которому скоро исполнится 9 лет и ее мама Любовь Ивановна. Всё своё свободное время она уделяет им. «Не могу сказать, что его достаточно, но я стараюсь. Обязательно забираю ребенка со школы, вожу его на дополнительные занятия, вместе учим уроки. Любим проводить время за приготовлением, обычно стряпаем манты и пиццу», — делится Ольга.
Александр знает о маминой профессии многое и часто в школе рассказывает о ней сверстникам. Сейчас ребенок мечтает стать психологом, возможно, он будет таким же упорным в достижении мечты, как и его мама.
Надежда ГЕРАНЬ.
Фото автора.