Дороги — одна из самых острых проблем Камня-на-Оби уже много лет. С каждым годом они стремительно исчезают. А ведь когда-то и у нас был настоящий дорожный бум. В 1978 году было принято совместное постановление бюро Каменского горкома КПСС «О реконструкции автодороги Камень-на-Оби – Барнаул с усовершенствованным типом покрытия». И началось!
Еще жив тот самый асфальт, который укладывали всем миром, хорошо сохранились советские тротуары, которые строили на совесть. А протяженность асфальтового покрытия в городе так и осталась на советском уровне – из 485 километров дорог нашего города 90 километров с асфальтовым покрытием. Остальные грунтово-щебеночные.
Предлагаем читателям вернуться в прошлое, прочитав публикацию журналиста тех лет. В этом материале описывается, как город и район совершили тот самый масштабный дорожный бум.
Пять минут езды от Павловска, и по днищу машины начинает барабанить щебень.
— Там, где кончается асфальт, начинаются комплексные испытания, — философски развивает название когда-то популярного фильма наш водитель Анатолий. — Испытываются водительские нервы и прочность автомобиля.
С нервами было все в порядке, а вот «Волга» сплоховала: поймали-таки мы свой «камень преткновения»— пробили заднее колесо. Пока меняли, наблюдали картину, от которой сердце переворачивалось. Мимо шли грузовики с хлебом.
3агерметизированные, все как полагается. И тем не менее то из одного, то из другого кузова золотыми струями просачивалось зерно.
Дороги… Нелегко они даются, больших денег стоят. Но еще дороже — бездорожье. Трудно поверить, но еще десять лет назад среди руководителей колхозов и совхозов находились такие, которые считали: есть большак в двух верстах за селом, чего еще надо? Сегодня в крае ведется большая реконструкция дорог. Все меньше остается центральных усадеб, из которых нельзя доехать до райцентра по трассе с улучшенным, а то и с асфальтобетонным покрытием. Задача — соединить xoрошими дорогами все села. Как она решается? В разных районах по-разному. Особенно успешно — в Каменском.
В чем основа успеха? Этот вопрос я задавал руководителям дорожно-строительных управлений, партийным работникам, шоферам, председателям колхозов… Все подчеркивали одну мысль — дороги надо строить всем миром. Логично. Дороги нужны всем, значит и стоить их — сообща. Увы, далеко не во всех районах удается сделать дорожное строительство всенародным. В Каменском удалось. Как минимум два раза в неделю в кабинете первого секретаря Каменского горкома KПCC Е.Е. Парфенова проходят «дорожные пятиминутки». На них присутствуют председатели горисполкома Г. И. Комков, райисполкома П. А. Марковский, его заместитель.
Так было не всегда. В свое время и спорили, и не понимали друг друга иные руководители хозяйств, дорожно-строительных организаций.
Межведомственные барьеры ломаются не вдруг. Здесь нужна твердая позиция, решительность, настойчивость районного руководителя. Перед каменцами, как и везде, особенно остро стояли две проблемы: автотранспорт и стройматериалы. Техники в районе хватает, но она в разных руках. Вывод — все, у кого есть машины, должны отрабатывать на дорогах. Сколько? Это подсчитано, составлен четкий график, по которому промышленные предприятия, совхозы и колхозы дают КрАЗы и КамАЗы, 3ИЛы и тракторные тележки — кто чем богат, как говорится. График ежедневный. Чтобы не было сегодня густо, а завтра пусто, чтобы техника работала с полной нагрузкой и без простоев, чтобы не в ущерб интересам каждого. С миру по нитке… До шестидесяти машин собирается для вывозки щебня и асфальтобитумной смеси.
— Теперь от Барнаула до Камня можно доехать за три часа, а еще недавно требовалось времени вдвое больше, — вспоминает секретарь парторганизации дорожно-строительного управления №4 Алтайавтодора В. А. Проценко. — Хотя трacca не стала короче ни на метр. Вот что значит реконструкция. 3аасфальтировали — скорость движения возросла. Никто не считал, но уверен, многие тысячи, миллионы рублей экономии получит государство.
Меньше расходуется горючего, меньше трутся шины, меньше изнашиваются сами машины, а главное — время.
— Мы строим в разных районах, говорит Проценко, — с планами справляемся. Но в одном районе это делается с невероятными усилиями, в другом — без надрыва, но все-таки «со скрипом», в Каменском же — организованно, без штурмовщины и нервотрепки. Будь моя воля — свез бы руководителей всех районов, хозяйств в Камень — смотрите, учитесь. Помогая дорожникам, район помогает себе. Эх! Не все еще это осознали…
В Каменском районе эту аксиому осознали давно. В 1978 году было принято совместное постановление бюро Каменского горкома КПСС, исполнительных комитетов городского и районного Советов народных депутатов и краевого производственного объединения строительства и эксплуатации автомобильных дорог «О реконструкции автодороги Камень-на-Оби — Барнаул с усовершенствованным типом покрытия». «Считать одной из важнейших задач партийных, советских, хозяйственных органов города Камня-на-Оби, Каменского района и производственного объединения Алтайавтодор окончание реконструкции автодороги на участке Луговое — Павловск до 1985 года», — говорится в постановлении. И уже в нем определена конкретная программа реконструкции дороги. Так, Каменскому дорожному peмонтно-строительному управлению намечен объем работ по устройству основания под асфальтобетонное покрытие, присыпке и укреплению обочин на участке до села Юдиха общей протяженностью двадцать восемь километров в следующие сроки: 1979 год — восемь километров, 1980 — восемь, 1981 — восемь, 1982 — четыре километра.
Задача дорожно-строительного yпpавления Каменского горкомхоза — произвести на этом участке асфальтобетонное покрытие: в 1979 году — пять километров, 1980 — шесть, 1981 — шесть, 1982 — шесть, 1983 — пять километров.
Алтайавтодору вменялось в обязанность ежегодно выдавать проектно-сметную документацию, битум и фракционный щебень для приготовления асфальтобетонной смеси, технику.
Особым пунктом оговорена обязательная натуральная отработка (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета PCФCP от 7 апреля 1959 года «Об участии колхозов, совхозов, пpoмышлeнных, транспортных, строительных и других предприятий, хозяйственных организаций в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог») всеми владельцами транспортных средств города Камня и района. Согласно постановлению в распоряжение дорожно-строительных yпpавлений они должны предоставлять на строительный сезон (апрель—октябрь) до двадцати пяти самосвалов для бесперебойной доставки асфальтобетонной смеси к месту укладки, в том числе: объединение Сельхозтехника — 10, грузовое автотранспортное предприятие —— 5, трест Каменьводстрой — 5, совхозы «Октябрь», «Плотиновский», «Рыбинский», «Каменский», «Ленинская искра» — по одному.
Кроме того, все колхозы и совхозы в течение года должны обеспечить натуральную отработку на вывозке инертных материалов.
Все было заблаговременно продумано. Учли специализазию, реальные возможности различных организации, сезонность работ. Каменское ДРСУ Алтайавтодора и ДСУ горкомхоза, например, заключили договор, по которому первое управление отвечало за основание, втоpoe — за асфальтобетонное покрытие дороги. Положительные результаты содружества не замедлили сказаться. Коллектив ДРСУ подготовил к асфальтированию тридцативосьмикилометровый отрезок трассы, то есть на десять километров больше запланированного. Не заставили себя ждать и работники ДСУ. Они шли буквально по пятам за своими смежниками. Без длительных разрывов покрывали асфальтом подготовленные основания дорог Камень-на-Оби—Барнаул и других.
Только на Баевском направлении было проложено семнадцать с лишним километров, а также подъезды к аэропорту, совхозу-спутнику, семеноводческому комплексу. Не забывали и городское дорожное строительство. В Камне за последние годы появилось больше тридцати километров асфальтовых магистралей. В районе — более ста.
Как отметил первый секретарь Каменского горкома Евгений Ерофеевич Парфенов, строительство дорог в районе стало всенародной стройкой. Наиболее яркое подтверждение этого — кампания по вывозке и заготовке стройматериалов к местам производства работ. Только в осенне-зимний период 1981 года на дороги было доставлено более двадцати тысяч кубометров щебня и гравия. На следующий год — уже более тридцати тысяч. 11600 тонн щебня и 1180 тонн битума завезли на асфальтобетонный завод.
…Бригадир ДСУ Николай Васильевич Телешко стоял у черной, еще дымящей свежим асфальтом дороги. Она текла со склона, а там, далеко, на вершине холма, дрожащий горячий воздух размывал тонкую нить горизонта. Реконструкция — это, пожалуй, сложнее даже, чем новое строительство. Дорога действующая, значит, мимо то и дело проносятcя грузовики и мотоциклы, легковые и трактора. Солнце печет, асфальт парит, машины пылят… Но асфальтоукладчик yпpямо идет по кромке щебеночного покрытия, и вся бригада дружно выравнивает лопатами выемки, едва заметные нетренированному глазу. Следом — легкий каток. Машинист, нагнувшись из седла, поглядывает на свежее полотно: нет ли трещин, не ползет ли основа.
У дорожников дело горячее, требующее высокого профессионализма. Ведь даже в жаркое лето асфальт остывает быстро. И машины идут одна за другой, опрокидывают кузова в асфальтоукладчик. И метр за метром продвигается бригада.
Bceгo пять человек под началом у Николая Васильевича Телешко. И вот впятером за сезон 1982 года они покрыли асфальтобетоном двадцать два километра дорог из тридцати пяти, сделанных ДСУ. На отрезке Камень-на-Оби—Новоярки (расстояние перевозок пятнадцать километров) бригада проходила за день до четырехсот метров. В 1983 году каменцы заасфальтировали более двадцати пяти километров дорог, а до конца пятилетки планируют еще восемьдесят. И верится, будут они такими же быстрыми, как эта, еще пахнувшая свежим асфальтом.
День клонился к закату, а машины все шли… Каменцы продолжали работу.
А. ГЕРАСИМОВ. Асфальт вокруг Камня.