В сложнейшее положение поставила священнослужителей начавшаяся в 1918 году  гражданская война. Как архиереи, так и простые батюшки, считали, что хоть их паства разделилась на два воюющих между собой лагеря, они сами не могут оставить без духовного окормления никого из верующих. А верующие были как с той стороны, так и с этой. Поэтому в первой сессии Поместного Собора участники приняли решение не участвовать в борьбе за власть. Церковь приняла позицию нейтралитета, призывая противоборствующие стороны прекратить кровопролитие и покаяться в грехе братоубийства.

«Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле, – говорил Патриарх Тихон. – Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах.

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной».

Из слов Карла Маркса узнаем, что коммунизм начинается с атеизма. У большевиков фактически уже была на вооружении своя религия, которая заменит христианство и другие вероисповедания. Поэтому какие-либо попытки духовенства защитить свои права ленинцами объявлялись контрреволюционными.

В местной периодической печати «Алтайский вестник» за 1919 год были опубликованы  статьи с жестокими расправами красных банд над верующими людьми в Алтайской губернии (ныне Алтайский край), приведем фрагменты из них:

СОБЫТИЯ В Г. КАМНЕ

«7 августа я выехал из города Томска в Барнаул на пароходе «Воронцов». По пути в г. Ново-Николаевск я услышал, что в с. Шелаболихе появились банды красных, которые обстреливают пароходы. Но один мой знакомый священник и какой-то пассажир с парохода «Азия», пришедшего из Камня, успокоили меня, уверив, что в пути относительно спокойно и что пароходы из Камня идут на Барнаул. Из Ново-Николаевска я отправился далее… Когда мы проехали деревню Дресвянку, то в пароход начали стрелять с берега. Прошла паника, все пассажиры бросились вниз, в третий класс, но все обошлось благополучно и мы добрались до Камня. Здесь стоял пароход с польскими войсками. Утром мы узнали, что поляками была ликвидирована шайка красных в селе Дресвянка. Из каталажки был освобожден священник этого села, приговоренный красными к смерти.

Все последующие дни потекли уныло и безотрадно. Мы все ждали пароход снизу или сверху. Телеграф на Ново-Николаевск и Барнаул не работал, провода были оборваны красными. Из окрестных волостей, кишевших красными, в Камень стекалась сельская интеллигенция: священники, учителя и пр. Все рассказывали о диких истязаниях, чинимых красными над священниками, зажиточными крестьянами. Так, например, у священника села Карнилова щеки от рта были прорезаны до ушей, были вырезаны губы с усами, отрезаны половые органы, нос и после этого лишь умертвили. Жена псаломщика этого села была изнасилована всей бандой, были отрезаны груди, затем всю ее изрубили на куски. У священника села Тюменцевского на его глазах были убиты его дети, сам же он спасся каким-то чудом. В селе Ярки красные не пощадили сельского учителя, гимназиста-основопривевателя и секретаря волостной управы, все они были убиты зверским образом. По рассказам беженцев, вся банда, свирепствовавшая в Каменском уезде, состояла из 30 человек. К ней присоединилась деревенская голытьба, которую вооружали железными пиками, вилами, топорами».

В «Томских епархиальных ведомостях» имеется заметка о достоверных сведениях мученической кончины священника с. Корниловского Петра Остроумова.

Не менее страшным образом замучили до 50 человек в селе Большая Речка. «Бунт в селе начался 5-го августа. Из села Легостаевского пришла банда человек 30-40, к ним примкнули местные хулиганы, и начали с того, что выпустили из местной каталажки арестованных, около 10 человек, а затем приступили к своим арестам. Арестованы были: заведующий Большеречинским районом Комерческих лесных заготовок В.В. Немченко, жена помощника лесничего М.Е. Тарасова с сестрой и др. С утра 6 августа начались издевательства. Водили по селу и били палками. Заставляли говорить: «я — враг народа», «благодарю вас, товарищи»; и это продолжалось почти весь день, а затем всех увели на скотское кладбище и полуживых закопали. Такой жестокой смертью погибли: В.В. Немченко, М.Е. Тарасова с сестрой, священник Скворцов, доверенные фирмы братья Козловы, Овечкин, заведующий заготовками леса А.А. Кукарцев, помощник лесничего И.Р. Карташев, местные зажиточные крестьяне Пустовалов, Фефелов, Евсюков, Бутарь и многие другие».

В селе Боровлянском красными были разграблены квартира начальника милиции, священника Репина и местного жителя Забровского. В селе Ребриха пострадали от бандитов помощник начальника милиции, начальник земской управы и священник Иоанн Белозерский, который был расстрелян недалеко от села.

Краевед, историк Вадим Толстопятов в статье «Пропавшие во времени» немного проливает свет на события того непростого времени. «Небольшой колок к северу от Ребрихи носит странное название – Поповский. В народе его так называют из-за могилки священника, убитого и похороненного здесь почти век назад. У местных старушек даже появилась традиция – приходить сюда в засушливый год, молиться убиенному батюшке, просить у Бога дождя.

Священник Ребрихинского Михайло-Архангельского храма Иоанн Белозерский был сыном  псаломщика Василия Белозерского Троицкой церкви села Пышкинского 3-го благочиния Томской епархии. Родился в 1879 году и после курса Томской духовной семинарии летом 1900 года был рукоположен в священнический сан и направлен на службу в Ребриху. Судя по сообщению в декабрьском номере «Томских епархиальных ведомостей» за 1900 год, жил молодой священник небогато: его фамилия есть в списке лиц, с которых следует произвести немедленное удержание из жалованья или доходов в возврат выданных им заимообразно денег из Епархиального попечи-тельства. За Белозерским числился долг 30 рублей.

Отец Иоанн занимался миссионерской деятельностью, обращал в православие раскольников, участвовал в кассе взаимопомощи осиротевшим семьям священнослужителей Томской епархии. В 1908 году он заменил скончавшегося старшего священника Михайло-Архангельского храма Михаила Носова. Из слов Вадима Толстопятова, батюшку расстреляли за то, что он выдавал красногвардейцев белым войскам, но документально это не подтверждено.

В «Томских епархиальных ведомостях» в 1919 году под названием «Гонение на Церковь и духовенство» был опубликован список клириков Томско-Алтайской епархии, убитых большевиками до 14 июля 1919 года, и описаны некоторые эпизоды убийств. Всего пострадало 27 человек, из них 24 священника и 3 чтеца. Замучен М. Красносельский из села Тогул Барнаульского уезда, убит 22 июня 1919 года. Иерей И. Попов из села Вознесенское Барнаульского уезда (современный Родинский район) убит в июне 1918 года. В. Смельский из села Солоновка Барнаульского уезда убит в июне 1919 года. Иеромонахи Филарет и Феогност, настоятель Александро-Невской пустыни Барнаульского уезда Питирим были убиты 18 июня 1919 года. Погибли благочинный 4 округа села Чистюньского протоиерей А. Павлов, священник И. Цветков того же села и диакон Ю. Ушаков из села Зиминского (современный Ребрихинский район), Д. Алферьев из села Романовского (современный Романовский район), священник М. Шаров и многие другие. Но этот список далеко не полный, так как Епархиальный совет просил причты Томской епархии оповещать их о подобных случаях для публикации в епархиальных ведомостях.

ПЕТРУК НИКОЛАЙ  АНАНЬЕВИЧ

Петрук Николай Ананьевич 1883 года рождения, уроженец  Камено-Подольской губернии, села Чугорь; происхождением из крестьян. До революции и после занимался пчеловодством; по социальному положению –  сын псаломщика, русский, грамотный, беспартийный. В 1908 году из Камено-Подольской губернии уехал в город Киев, где жил 1 месяц. Из города Киева прибыл обратно домой. В этом же году уехал на станцию Хилок Забайкальского края, где жил до 1914 года. С 1914 по 1917 год служил в Царской армии, после службы уехал в город Никольск-Уссурийск, где жил до 1924 года.

С 1924 по 1926 год жил снова на станции Хилок, после чего уехал на Камчатку, где оставался до 1928 года. В этом же году осужден по ст. 58-10 УК на 3 года заключения, срок отбывал на Сахалине. После отбытия срока переехал в  село Малая Волчанка Каменского района ЗапСибКрая, проживал там до момента ареста. По семейному положению – одинокий. Имел трех братьев и сестру: брат Иван Ананьевич Петрук, 70 лет, семейный, работал в колхозе села Чугор УССР Камено-Подольской области; брат Фома Ананьевич Петрук, 68 лет, семейный, жил там же; брат Алексей жил там же; сестра Пелагея Ананьевна Пруняк,  72 года, семейная, жила на Украине.

Протоколы допросов и очных ставок, личных дел репрессированных времени «большого террора» очень похожи друг на друга. Следователи выдумывали контрреволюционные восстания, кадетско-монархические и эсеровско-повстанческие организации, которые должны были свергнуть советскую власть во время нападения Японии или Германии. Ни в чем не повинных людей обвиняли в терроре, саботаже, шпионаже, заговорах, ничем не обоснованных и выдуманных. Обвинения подсудимым чаще всего выдвигали в составе группы, но были и индивидуальные случаи. К таким относится личное дело священника Николая Ананьевича Петрука. Выделяется оно из всей массы просмотренных дел священников, монахинь нашей епархии тем, что Николай Ананьевич отрицал все обвинения. Обычно после того, как допрос прерывался, на следующем дополнительном допросе люди со всем соглашались, сразу же хотели «рассказать правду», признать «свою вину». Но батюшка отрицал все до последнего. Можно предположить, что это был один из замыслов оперативника, чтобы хоть как-то разбавить единообразие. Либо отец Николай твердо держался своей правды, что ни в чем не виноват, что он такое не совершал. Но все же это никак не повлияло на приговор, священник Николай Ананьевич Петрук был расстрелян 1 ноября 1937 года. В обвинительном заключении написано: «Будучи допрошен, виновным себя не признал, но достаточно изобличается свидетельскими показаниями и рядом очных ставок».

Показания обвиняемого: Петрук Николай Ананьевич «10» сентября 1937 г.

Вопрос: Кто был лишен избирательных прав из ваших родственников?

Ответ: Этого сказать я не могу ввиду того, что я этим делом не интересовался и не узнавал письменно.

Вопрос: Кто из ваших родственников живет за границей?

Ответ: Никого нет.

Следствие прерывается

Петрук  (подпись)

Дополнительные показания обвиняемого Петрук Николая Ананьевича 19/IX 37г.

Вопрос: Вам предъявлено обвинение по ст.58 п.10 УК в том, что вы, будучи в селе Малая Волчанка, занимались антисоветской агитацией, направленной против мероприятий советского правительства, признаете ли вы себя в этом виновным?

Ответ: Нет, не признаю.

Вопрос: Следствие располагает точными данными о вашей антисоветской деятельности. Почему же вы не хотите рассказать следствию честно?

Ответ: Нет, я виновным себя не признаю.

Вопрос: Следствию известно, что вы во время всесоюзной переписи населения говорили: граждане, перепись проходит потому, что скоро будет война с Японией, и тот, кто запишется неверующий, того в первую очередь возьмут на войну, а кто запишется верующим, того не возьмут в армию, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет, я этого не говорил.

Вопрос: Вы привлекали школьников в церковь, где давали им задания изучать молитву, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет.

Вопрос: Вы уличены показанием свидетелей, что вы давали задание ученикам, дабы привлечь их для посещения церкви. При этом вы говорили, что это не противоречит конституции, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет, я это отрицаю.

Вопрос: Следствию известно, что вы в первых числах августа в помещении сельского совета говорили: в старое время никогда не судили командиров, а теперь, при советской власти, сажают своих маршалов за то, что они защищают советскую власть, разве это законно, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет, я это также отрицаю.

Вопрос: В апреле 1937 г. вы говорили: разве это свобода? колхозникам не дают отдохнуть, во время великой пасхи загнали колхозников в бригады еще до того же несколько дней, чтоб они не имели возможности самостоятельно проводить отдых, а сами начальство старается время проводить хорошо, вот вам советская власть – свобода, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет, я этого не говорил.

Вопрос: Следствию известно, что вы в разговоре с гражданином И. говорили: советская власть сама нарушает конституцию. Не считается с настроением масс верующих в религию, ведь число еще верующих по СССР 35%, а власть закрывает церкви административно. Это ни больше, ни меньше — проявляют свою слабость, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет.

Вопрос: Вам зачитывается показание свидетеля И., что вы говорили 20/VI-37 г., что у вас в колхозы не зашли самые лучшие люди, которые сейчас еще живут единолично, потому что они видят, что в колхозах колхозники сидят голодные, раздетые, и работают день и ночь, короче говоря, заставляют работать непосильно, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет.

Читал.

Петрук (подпись)

 

Вопрос: Продолжаю читать показания свидетеля, в то же время вы говорили, что Тухачевского судили ни за что. Это видно из того, что его допрос не печатали в газетах, возьмите, судили других, так о них все подробно печаталось в газетах, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет.

Вопрос: Следствию известно, что вы в апреле месяце сего года говорили, что советская власть только способная честных людей судить, вы это подтверждаете?

Ответ: Нет.

Вопрос: Здесь же вам был задан вопрос, а кого честных людей советская власть зря посадила? Вы говорили: а вот разве плохие люди Каменев, Зиновьев и другие вожди, всех их пересажали, назвали их шпионами, разве они шпионы, ведь они шли только за правду, вы это говорили?

Ответ: Нет.

Вопрос: Там же вы, продолжая говорить: Вот вспомнишь, как раньше жили — все, что угодно было, а теперь посмотрите, у вас колхозники дожились, что ходят босые. Кроме того, разве раньше день и ночь работали, как это имеет место сейчас, у вас колхозники работают день и ночь, а вы все им доказываете, что жить стало хорошо и весело, подтверждаете ли вы это?

Ответ: Нет, я этого не говорил.

Протокол очной ставки

1937 года, 23 сентября, Я, сотрудник РО НКВД Евстафьев произвел очную ставку между обвиняемым Петрук Николай Ананьевичем и свидетелем Т. П.

Очную ставку провел сотрудник РО НКВД Евстафьев     /подпись

Протокол очной ставки

1937 года 23 сентября, Я сотрудник РО НКВД Евстафьев произвел очную ставку между обвиняемым Петрук Николай Ананьевичем и Б. А.

Очную ставку произвел сотрудник РО НКВД Евстафьев  /подпись

 

Статью подготовил Ярослав ГУЗЕЕВ, председатель комиссии по канонизации святых  Славгородской епархии, настоятель храма Алексия человека Божьего с. Ключи Ключевского района иерей.

Фото из фондовой коллекции Каменского районного краеведческого музея.

Список источников и литературы:
  1. Алтайский Вестник.–1919 год.–№161.
  2. Алтайский Вестник.–1919 год.–№163.
  3. Алтайский Вестник.–1919 год.–№168
  4. Томские Епархиальные ведомости. –1919 год – №15-16.
  5. В. Толстопятов.//Пропавшие во времени. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ap22.ru/paper/Propavshie-vo-vremeni.html

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяФоторепортаж: традиционный автопробег «Вахта памяти» прошёл по селам Каменского, Тюменцевского и Крутихинского районов
Следующая статьяРаскрыта серия краж из гаражного массива в районе бывшего колхозного рынка и квартир одного из домов города.