На сцене районного Дворца культуры в городе Камень-на-Оби 8 мая состоялся спектакль Александра Островского «Не от мира сего».
В этом году отмечается двухсотлетие драматурга, которого уже современники называли основателем русского национального театра. Островский всегда в своих пьесах поднимал вопрос о взаимоотношениях. Знает, как заставить нас задуматься над основной целью в жизни и как заставить человека мечтать, как стать свободным «от мира сего». Поэтому его пьесы актуальны до сих пор.
В этот раз зрители были приглашены на премьеру спектакля, главные роли которого исполнили участники молодёжного театра «Балаган», постановщик Константин Лебедев.
Это последняя пьеса Александра Островского, одна из жизненных семейных историй. Живет семья. Две дочери, Ксения и Капитолина, и их властная мать, которая хочет, что бы все в этой жизни было по ее. Но у каждого представление о жизни, своем месте в ней и счастье разное.
Ксения – главная героиня, действительно, не от мира сего, очень хрупкая и болезненная девушка, которая, как и многие, хочет любви. Она совсем не похожа на людей, окружающих ее. Искренне любит своего мужа, хотя его измена с актрисой больно ранит её. Она уезжает, но, получив письмо с просьбой о помощи для Виталия Петровича, сразу возвращается.
По моему мнению, самое страшное, то что её праведность раздражает мужа, человека, лишенного стыда и совести — «Вся моя беда в том, что я женился на очень добродетельной девушке. Это была большая ошибка. На таких девушек надо любоваться издали, а в жены они нам не годятся». О своем решении жениться он говорит — «Мне Ксения понравилась, да и денег обещали за ней очень много, соблазн был очень велик. Я понадеялся на себя, думал, что сумею перевоспитать ее, изменить ее взгляд на жизнь и заставить жить, как все люди живут. Не тут-то было: она оказалась сильней меня».
Вообще, в этой пьесе каждый герой уникален. Какова мать Ксении, которая рассуждает — «Да-с, я ее очень люблю; а уж как в детстве любила, этого словами и выразить нельзя. Я просила, я молилась, чтоб она умерла…Чтобы она умерла еще в отрочестве, девицей. Тогда бы уж туда прямо во всей своей младенческой непорочности». Мне такую любовь понять трудно.
Макар Елохов, на мой взгляд, единственный, кто ценит Ксению Васильевну – «… женщина с большими средствами, с капиталом, о живом не думает, живет как птица, потому что не от мира сего». Кажется, только он в целом понимает и знает сложившуюся ситуацию – «И вот уж на ее капитал два претендента: муж да Барбарисов. Как-то они ее разделят, бедную?» Как актуальны его слова и в наши дни — «Где дело о деньгах идёт, там людей не жалеют»! Вот и сейчас времена проходят, а люди мало меняются.
Идея пьесы заключается в том, что любовь обостряет все чувства и болезни. Действия и слова людей могут разбить человека, что окончательно сведет его с ума и он не выдержит этого. Вот и главная героиня, не выдержав, умирает, практически на руках «любимого». В финальной сцене все собравшиеся взирают на ушедшую из жизни, и на лице каждого отображается истинная гримаса чувств.
Посмотрев спектакль, каждый понял его по-своему, это и правильно, мы все разные и по-разному смотрим на вещи, происходящие вокруг нас. Кому-то спектакль показался драматическим, а кто-то нашел для себя смешные моменты, но игра актеров никого не оставила равнодушным. А я поняла одно, что каждый человек достоин счастья и любви, поэтому не нужно бояться своих чувств.
Надежда ГЕРАНЬ
Фото автора