На крючке гормона счастья

Международный День БЕЗ интернета отмечается мировым интернет-сообществом ежегодно в последнее воскресенье января. Главная цель данного праздника – полностью отвлечь людей от компьютеров и глобальной сети хотя бы на один день, чтобы прожить этот день исключительно в «реальном» мире, общаться с другими людьми исключительно «вживую» или посвятить его своему любимому хобби.

В редакцию «Каменских известий» обратилась Екатерина Сергеевна, которая обеспокоена тем, что ее внуки большую часть свободного времени проводят за игрой в гаджеты и просматриванием коротких видеороликов в социальных сетях. Ее очень обеспокоила тематика таких видео и само пассивное времяпрепровождение детей. Где же катание на санках с  горки, строительство снежных лабиринтов в сугробах, игры в снежки да и просто прогулки на свежем воздухе.

«Просто какая-то зависимость от этих телефонов и ведь не отберешь, сразу слезы, возмущения или того хуже истерика», — говорят многие бабушки и даже родители. А вам это знакомо?

Попробуем разобраться, что же это такое и действительно ли у современной молодежи есть зависимость от интернета и гаджетов.

ГАД-ЖЕ-ТЫ

Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка, родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности. А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить в руки смартфон. И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя желаемое.

Сейчас дети становятся все более и более зависимыми от гаджетов. Смартфоны, планшеты, компьютеры – все это становится неотъемлемой частью их жизни. Однако, такая зависимость может привести к серьезным проблемам, включая ДОФАМИНОВУЮ ЛОВУШКУ.

«ДОФАМИНОВАЯ ЛОВУШКА» У ДЕТЕЙ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Дофаминовая ловушка – это состояние, когда мозг вырабатывает большое количество дофамина – гормона удовольствия – в ответ на использование гаджетов. Это приводит к тому, что ребенок становится все более и более зависимым от своих устройств, ищет все новые и новые способы получения удовольствия от них.

Что такое дофамин и как бороться с цифровой зависимостью детей? Почему формируется привычка к гаджетам и играм?

Дело в том, что когда достигается какая-нибудь победа или переход на новый уровень игры, повышается уровень дофамина – гормона радости, удовольствия, появляется ощущение выигрыша.

Что же происходит с ребенком, когда он большую часть времени проводит в онлайн? Он становится раздражительным и эмоциональным, капризным, агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией («расстройство планов», «уничтожение замыслов», разг. «тильт»— психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям), появляется бессонница, падает успеваемость (притупляются познавательные интересы), становится рассеянным, слабо развивается воображение (сложно, что-то придумать свое), реальность становится черно- белая, теряется интерес к жизни, становятся не интересны кружки и другие увлечения в реальности, не умеет общаться, становится не интересным для других, появляются проблемы со зрением и позвоночником, не умеет преодолевать трудности (быстро сдается), мало двигается, ослабляется иммунитет, формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное», формируется ЗАВИСИМОСТЬ.

ОХ УЖ ЭТИ ГОРМОНЫ

Поведением человека управляют два дирижера: окситоцин, гормон близости, благодаря которому люди чувствуют себя нужными, и дофамин, гормон удовольствия, удовлетворения собой и своей жизнью. Так вот через гаджеты человеком управляют сразу оба дирижера, предоставляя доступный и бесконечный источник радостей. Все игры строятся по принципу дофаминового вознаграждения: что-то сделал – тут же увидел результат, порадовался, какой молодец. Все соцсети держатся на окситоциновой стимуляции: тренькнул мессенджер, кто-то поставил лайк под фото или оставил комментарий – и на душе потеплело. Социальное поглаживание такое же приятное, как и физическое.

Но если мозг поощрять слишком часто, он избалуется и начнет требовать все большей и большей «дозы». Так возникает зависимость. Изменения происходят не только в поведении, но и на физиологическом уровне, что подтверждают МРТ-исследования мозга.

«Удар» наносят гаджеты и по волевой сфере, снижают мотивацию. Поэтому у подростков, которые теряют интерес ко всему, кроме телефона, не характер такой – это физиологические последствия зависимости. Понятное желание родителей – отобрать, запретить. Но это большая ошибка. Ведь мозг будет искать новый источник стимуляции и найдет радость во вредной еде, азартных играх, бездумных покупках, психоактивных веществах. Нет пользы и в установлении лимитов, ведь они порождают стресс и тревожность. Кстати, в 2018 году ВОЗ добавила «Игровое расстройство» в Международную классификацию болезней.

БЕСЕДА С ПСИХОЛОГОМ

Корреспонденты обратились к психологу Комплексного центра социального обслуживания населения Каменского района Виолетте Могутиной для того, чтобы получить от профессионала ответы на вопрос, волнующий многих «Что с этим делать и как помочь своему чаду?»

— Виолетта Геннадьевна, многих родителей беспокоит «гаджетозависимость» у детей, а отсюда как следствие трудности в общении. Что вы можете посоветовать, как разрешить создавшуюся проблему?

— Да, это одна из насущных проблем нашего времени. Все мы знаем, что в первую очередь гаджеты — это вредно. Современные родители не всегда это понимают. До пяти лет ребенку вообще не рекомендуется давать в руки телефон. С 6 до 8 лет не больше часа, а старшеклассникам всего два часа. А как поступают многие родители? Дают ребенку в руки «игрушку» для того, чтобы тот успокоился, либо отвлекся, дав маме время на уборку или готовку. А потом, когда ребенок полностью погряз в играх и не реагирует на родителей, взрослые пытаются разрешить проблему сами, как могут. Самое простое запрет или наказание, но это вызывает обратный эффект. Помимо того, что будут утрачены доверие и контакт с ребёнком, он обязательно попытается тайно нарушить запрет. Ведь этот плод так сладок. Я порекомендую семь простых правил, как отвлечь ребенка.

Поговорите откровенно, нужно устроить совместное обсуждение сложившейся ситуации и постараться понять, что привлекает сына или дочь в смартфоне. Ведь чрезмерная погруженность в виртуальный мир почти всегда —это крик о помощи и признание в одиночестве. Скорее всего, у ребёнка существуют скрытые причины ухода от реальности: скука, стресс, невнимание со стороны родителей или конфликты со сверстниками.

Можно установить правила. Спокойно и аргументированно договориться с ребёнком о том, сколько времени разумно проводить за экраном каждый день. Можно рассказать о вреде частого использования устройств, о том, как это влияет на зрение и самочувствие. Можно договориться о количестве определённых часов, когда разрешено брать в руки телефон, а также можно оговорить случаи, когда телефон под запретом, например, во время уроков или перед сном.

Ещё можно следить за интернет активностью ребёнка. Спрашивать, чем именно он занимается в телефоне, какие используют приложения, какие сайты посещает, какую ищет информацию, что его интересует. Рассказать о правилах безопасности в интернете. Можно установить родительский контроль. Ведь кто как не родители могут ребёнку помочь разобраться, как использовать интернет с пользой. Если ребёнок увидит ваш интерес к тому, чем он увлечён, то обязательно прислушается.

Можно предложить альтернативные занятия, например, игры на свежем воздухе, спорт, чтение, может быть, какое-то хобби или просто интересный досуг в компании друзей или родных. Совместная активность в реальном времени откроет ребёнку новые источники радости и удовольствия. На самом деле это вроде бы кажется простой, но в то же время и самый трудный способ. Ведь мы, взрослые, тоже много времени проводим в соцсетях или в работе.

Вместо того чтобы полностью запретить гаджет, можно создать в режиме ребёнка определённые интервалы, когда он может свободно проводить время в телефоне или интернете. Например полчаса после выполнения домашнего задания или после обеда. Можно посмотреть видео или поиграть в любимые игры, пообщаться в социальных сетях. Из этого можно сформировать привычку, но на этот раз хорошую и контролируемую.

А самое главное, родители должны быть для ребёнка примером. Что иногда видят дети? Как мама и папа, сидя за столом или отдыхая дома перед телевизором, находятся «в телефоне» и даже если ребёнок обращается к ним с каким-то вопросом, практически не глядя и не думая, отвечают ему, а иногда даже просят «отстать со своими вопросами». Видя всё это, ребёнок копирует поведение, и соответственно, ведёт себя точно так же. Ведь он думает — раз можно взрослому, значит, можно и мне — это нормальная модель поведения.

Можно завести питомца, маленького друга. Это эффективный, но довольно хлопотный способ. Прежде всего нужно объяснить детям, что домашние животные это не игрушка, а большая ответственность. Этот способ может сработать в том случае, если забота о питомце будет поручена ребёнку.

Любые ограничения, в том числе связанные с телефоном, вызывают не слишком приятные эмоции. Но это важно для развития и здоровья детей. Организация родительского контроля — это задача непростая, требует повышенного внимания и искреннего желания сделать жизнь ребёнка благоприятной. Главное, быть терпеливым и действовать с любовью.

-Понятие депрессии у подрастающего поколения сейчас уже становится реальным. Как родителям реагировать на такие проявления?

-Для подростков срывы, когда идет гормональный всплеск в 14-16 лет — это нормально, просто будьте партнерами своим детям. Больше общайтесь с ребенком, проводите время вместе, смотрите фильмы, гуляйте. Можно даже попросить его о помощи, это добавит ребенку значимости в своих глазах. Ведь взрослый человек попросил его о помощи.

-А если ребенок уже в возрасте 15-16 лет и эта зависимость уже сформирована, просто нет реакции на то, что говорят взрослые. Как быть ?

— Все начинается с детства, по щелчку пальцев уже не решить эту проблему. Потихоньку маленькими шагами нужно налаживать контакт, либо через того, к кому ребенок может прислушаться. Если подросток просто закрывается от всех в своей комнате и в реальной жизни у него нет друзей, то это большой звоночек о том, что ваш ребенок очень одинок и не видит рядом никого. В таких случаях есть необходимость обратиться к специалисту. Главное, правильно преподнести информацию. Попросить его сходить вместе, как будто помощь нужна не ему, а вам. Дайте ребенку почувствовать ответственность за вас — это может сработать. Я всегда рекомендую только живое общение, наладить контакт с детьми можно только так. Лепите вместе пельмени, рисуйте, смотрите фильмы, читайте и вы откроете для себя своего ребенка и откроетесь сами для него с новой стороны. Из онлайн перетягивайте в реальность. Дети — это отражение своих родителей.

Ольга ВОРОТЫНЦЕВА.

Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА

и из сети Интернет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяНастоящей отдушиной для любителей хоккея стали матчевые встречи на обновленной хоккейной коробке лицея №4. Каменские спортсмены заняли призовое место
Следующая статьяКаменские спортсмены внесли вклад в копилку сборной Алтайского края. На всероссийских соревнованиях «Кубок Сибири»