Знак отличия — за заслуги
Поводом для встречи с героиней данного материала послужила информация с официального сайта Алтайского края «Заслуги четверых жителей Алтайского края отмечены на федеральном уровне. Соответствующий указ о награждении 2 мая 2024 года подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Знаком отличия «За наставничество» награждена старший воспитатель детского сада №18 «Ласточка» Каменского района Ольга Каржаневская».
Она в совершенстве владеет методикой дошкольного воспитания, умело организует деятельность педагогов детского сада по реализации инновационных проектов, педагогических технологий. Основным направлением в работе считает обеспечение качественного образования в детском саду, повышение статуса начинающих педагогов. За свою профессиональную деятельность стала наставником 11 молодых специалистов, подготовила их для прохождения аттестации, обучения в высших учебных заведениях, к успешной профессиональной деятельности.
Корреспонденты «Каменских известий» решили встретиться и поговорить с Ольгой Васильевной лично, на что она с радостью согласилась.
В детском саду «Ласточка» старшим воспитателем она работает вот уже 14 лет. Общий педагогический стаж 32 года. До этого работала воспитателем в 17-м детском саду. В ее трудовой книжке всего две записи. Выбор профессии был целенаправленным, потому что бабушка Ольги Васильевны работала воспитателем в детском саду и много рассказывала о детях и о своей работе внучке. Выпускница Ольга осознанно выбрала место учебы и попыталась поступить в педагогический институт на учителя русского языка и литературы, но не прошла. И, к счастью, поступила в барнаульское педагогическое училище, закончив которое, устроилась на работу в детский сад. А потом уже, в 2008 году, поступила заочно и закончила Новосибирский педагогический университет.
— Ольга Васильевна, любите ли вы детей?
—Кто в этой профессии всегда любит детей, он не только их любит, он с ними проживает. Я считаю неверной поговорку, что у воспитателей самые невоспитанные дети. Моя дочь ходила в тот же детский сад, я проживала ее детство вместе с ней, мне всегда хватало времени на нее. До сих пор я осталась в этом дошкольном детстве, мне кажется, что дети нас делают светлее, добрее, моложе, радостнее и отзывчивее, у них есть чему поучиться.
— Вы 14 лет уже старший воспитатель, это административная должность?
— Да, у меня в основном работа с педагогами. Именно путь наставничества, который должен осуществлять старший воспитатель, потому что постоянно приходят молодые специалисты, приходят люди из школы, у которых была другая специфика. Моя задача направить, подсказать, показать своим примером, словом, делом, беседой, найти что-то новое, вместе окунуться в это и проявить это в деятельности с детьми. Люди были разные, приходили многие, некоторые остались в профессии, многие из моих наставляемых сейчас занимают посты в администрации, многие сменили деятельность, но не ушли из образования, работают учителями. В общем, когда видишь успехи своих детей и своих наставляемых, это вдвойне приятно, почетно, вдвойне гордо.
— А есть ли ностальгия по детям, может быть, скучаете?
— Скучать не получается, потому что каждый мой день начинается с обхода групп. Я захожу в каждую группу, приветствую детей и родителей, дети мне рассказывают свои новости, я делюсь с ними своими новостями, они рассказывают все-все, что бывает дома, как они себя вели, что случилось с воспитателями, кто подрался или обиделся. Поэтому общение с детьми не прерывалось.
— У вас все-таки больше бумажной работы или личной?
— Сейчас, конечно, бумажная работа стала больше электронной, она не убавляется никогда, это различные отчеты, предоставление сведений в Министерство, разработки программ, каких-то практик. Работа, конечно, разноплановая, но я стараюсь не углубляться в бумажную рутину и нахожу время для живого общения, для общения в необычном формате, например, итоговый педсовет мы решили провести в форме зеленого педсовета — на площадке.
— А как вы распределяете время между рабочей жизнью и семейной?
— Стараюсь все это сбалансировать, пытаюсь уделять время всем: и дочери и мужу, и маме. Мама старенькая, живет в частном доме, ей тоже нужна помощь. Семье большое спасибо. Они меня всегда поддерживали и муж всегда помогал. Раньше не было компьютера и все стенды мне муж писал пером. Всегда с удовольствием соглашался, просто у него каллиграфический красивый почерк. Муж у меня очень рукастый, всегда делали перестановки и вместе с родителями помогал муж и не только мой. Мама у меня швея и тоже всегда помогала что-то шить на кукол, покрывала, постельное белье. Семья всегда была в гуще моей профессиональной жизни. Я считаю, что поэтому для меня всегда и было легко и мысли о смене профессии не возникало.
— Кто был вашим наставником?
— Конечно, на моем пути были тоже наставники, которые меня ввели в профессию — это первая заведующая — Валентина Ивановна Федорищева и Людмила Сергеевна Плясова. Каждая из них учила каким-то своим секретам. Сейчас Инна Николаевна Позднякова мой наставник, у нее учусь инновационным технологиям, работе в современном формате, работе с современными педагогами. У нас сложился тандем, мы с заведующей понимаем друг друга, поддерживаем.
— Немного провокационный немного вопрос, но вспомните своего особого наставляемого.
— Их было много и каждый из них внес вклад в меня и я вложила частичку в них. Вспомнилась Татьяна Гудкова, мы с ней поработали недолго в паре. Теперь она работает в школе. Сейчас Анастасия Валюх — звездочка наша, мы ее очень ценим и любим.
— Скажите, а награду вы уже получили?
— Награда еще не вручена, после подписания указа президента она вручается в течение трех месяцев. Мне позвонили из пресс-службы Министерства образования, и о награде я узнала из СМИ. Скорее всего, получу только на августовской конференции. Так что подождем немного.
МНЕНИЕ:
Инна Николаевна ПОЗДНЯКОВА, заведующая детским садом «Ласточка»:
— Ольга Васильевна, если рассматривать с профессиональной точки зрения, то это очень грамотный, владеющий всеми современными методиками специалист, идущий в ногу со временем. У нее не только теоретический, но и практический огромный опыт работы в детском саду. Владеет ИКТ-технологиями в совершенстве. Очень хорошо знает образовательную программу, все нормативные документы. Помогает молодым специалистам. Если с человеческой точки зрения посмотреть, то это человек добрый, отзывчивый, внимательный. Может найти подход во многих ситуациях к детям, очень жизнерадостный человек. Например, утро начинается и я не слышу ее голос, значит, что-то случилось. Она знает всех детей в лицо, по фамилиям, знает их родителей.
Ольга БИРЮКОВА.
Фото Виктор БОРИСЮК.