Газета «Каменские известия» совместно с Каменским краеведческим музеем продолжает серию публикаций «По улицам нашей истории», рассказывающих о домах нашего города, и о людях, живших в начале XX века.

На то время Камень переживал необыкновенный торговый бум, местное и приезжее купечество принялось к активному строительству лавок, складов и магазинов. И на фоне невзрачных домишек работяг-крестьян один за одним стали появляться украшенные деревянными кружевами особняки и усадьбы, порождающие модный в то время в больших городах стиль «Русский модерн».

БЕРЛИН ПО-КАМЕНСКИ

Как раз в то время в Камне и появился этот двухэтажный деревянный красавец, украшенный резными очельями, наличниками и причелинами с воздушной резьбой и большой открытой трассой для утренних чаепитий, гостиница В.П. Миловидова «Номера «Берлин», более позднее название «Номера «Россия». О самом Миловидове, к сожалению, известно мало, только то, что ему принадлежали гостиница и склад запасных частей по улице Л. Толстого.

Гостиница «Берлин» располагалась по улице Главной (сейчас ул. Ленина, д. 61) и предназначалась в основном для богатых постояльцев, коих в то время в Камне было предостаточно. У входа в гостиницу на своих пролётках*, постоянно высматривая богатого постояльца, дежурили извозчики, которые готовы были за гривенник, а если повезёт, то и пятиалтынный (10 и 15 копеек соответственно) домчать по ухабистым Каменским дорогам, куда им прикажут.

Но состоятельные купцы и торговцы не очень хотели общаться лично с провинциальными извозчиками, в то время их называли «Ваньками». Ванька — извозчик самого низкого пошиба, обычно из деревни.  Работали много, просили мало. Юрий Щеглов, доктор филологических наук, в своих работах описывал это так: «Чтобы влезть на сиденье, пассажиры хватали извозчика за воротник, чтобы удержаться на повороте — за пояс. А сколько ударов по спине получали кучера от нетерпеливых седоков! Части туловища извозчика в «доавтомобильной» культуре рассматривались функционально, играя роль своего рода пульта управления. Спина служила для сигнализации о желаемой скорости, остановках. Дергая извозчика за пояс, пассажир останавливал движение, трогая его за плечи — требовал поворота». Конечно, речь тут идёт не конкретно о Каменских извозчиках, но вряд ли богатые персоны того времени, приехавшие из больших городов в провинцию, меняли своё отношение к ним.

Но простой извозчиков с редкими выездами за целый день, с лихвой оправдывал себя по вечерам.

КУТЁЖ

  Особо изысканных мест, куда можно было пойти вечером, в Камне не было, и искушённые светской жизнью губернских городов торговцы и различного рода чины оставались по вечерам в гостинице. А вечером, после удачных сделок или выгодных приобретений, приезжие коммерсанты или приказчики, отдохнув в своих номерах, которые были в гостинице «Берлин», преимущественно на втором этаже, спускались в ресторан, где было в то время даже пианино. И начинали там отмечать удачный день, или, как говорили в то время — кутить (кутить — шумная, разгульная, аналог тусовки в наше время). Вот тут-то каменские извозчики и зарабатывали за вечер больше чем за целый день, полуполтинник и полтинник, а особо удачливые получали и целковый за один выезд (25 и 50 копеек и 1 рубль соответственно), плата возрастала в разы. Купцы того времени умели не только работать, но и отдыхать.

Захмелевшие купцы, выходя на свежий воздух для перекура, сразу подвергались натиску Каменских извозчиков: «Барин! Барин! А может, как вчера, цыган?», и сдобренные царским «полугаром» (название водки того времени), любили они «приглашать» в ресторан цыган и цыганок всех возрастов.

А наутро, то ли от стыда, то ли с похмелья, садились они в пролётку к тем же кучерам, что накануне возили их хмельных по городу, и не говоря ни слова, а только тростью тыча их в спины, указывали дорогу, куда ехать для новых деловых встреч.

Дальше за гостиницей размещался «Склад запасных частей для заводов Американских и Русских машин В. П. Миловидова». Ещё до Первой Мировой войны отношения между Россией и Америкой были партнёрскими, так как они воевали против Тройственного союза на стороне Антанты, и во времена индустриализации в Российской империи всевозможные станки и агрегаты поставлялись из Америки в Царскую Россию в качестве помощи. Скорее всего, именно Первая мировая война стала причиной для того, чтобы гостиница «Номера «Берлин» и сменила название на «Номера «Россия».

Слева от гостиницы было здание, в котором находилась переплетная картонажная мастерская И. Н. Рычкова. В то время умение делать переплеты, как и любое ремесло, переходило от мастера к ученику. Вообще, переплёты этого периода являются своеобразным эталоном для многих современных переплетчиков. Конечно, Рычков занимался не одними переплётами, он также изготавливал различные бланки и документы для всевозможных контор.

«РОССИЯ» В ОГНЕ

 Уже позже, когда власть в Камне только начала принадлежать «Советам», из воспоминаний А. Гречухина нам известно, что: «Стояло здание на Главной улице, рядом с Пионерским клубом и магазином. Это здание сожгли, а кто именно? Неизвестно! Но сгорело оно так, что головешек не осталось». Подлинно неизвестно, был ли этот пожар случайным, или умышленным, но наш город лишился замечательного памятника архитектуры. Хорошо, что фотографы того времени сделали для нас фотокарточки, а сотрудники Каменского музея смогли их сохранить до нашего времени, и теперь мы с вами можем полюбоваться, какие красавцы дома были в нашем городе всего каких-то сто лет тому на зад.

ВТОРОЙ ГОСТИНЫЙ ДОМ

Второй такой же гостиный дом, только меньших размеров, и с более скромными убранствами, находился неподалёку, по Милицейскому переулку, ныне это улица Льва Толстого (позднее в этом здании разместился кожно-венерологический диспансер). Это тоже была гостиница, но без отдельных номеров, а просто со спальными местами, под вид нынешних хостелов, где без особых удобств или сервиса могли переночевать сельские жители, приехавшие к нам в город на базарные и ярмарочные дни. Они торговали мукой, мясом, фарфоровой и фаянсовой посудой, одеждой, обувью, мехами, ремесленники выставляли свои многочисленные изделия из дерева, бересты, глины. А во дворе этой «беззвёздной» гостиницы, под деревянным навесом ночевали после дороги и их уставшие лошадёнки, запряжённые в одноконные повозки, гружёные нехитрым товаром. Экономя каждую копейку, они не могли себе позволить отдыхать в дорогих апартаментах. Может, именно поэтому гостиница «для бедных» и простояла на сто лет дольше, чем «Номера «Берлин», а именно до нашего времени, но, к сожалению, не так давно и её постигла участь своей «богатой» сестры, а именно пожар, который унёс в языках своего пламени безвозвратно ещё одно историческое здание с улиц нашего города.

Дмитрий ПРОСКУРИН,

по материалам Каменского районного краеведческого музея, фото  из архива

Каменского районного краеведческого музея.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяРазработка проекта новой гимназии и «Модернизация школьных систем образования» в Камне-на-Оби
Следующая статьяВыставку-конкурс «Осеннее вдохновение» провел ТОС «Возрождение»