На днях состоялась внеочередная сессия городского Совета депутатов, которая по сути продублировала предыдущую, оставив ряд важных вопросов по бюджету на текущий год под сукном до лучших времен. Представительному органу предлагалось увеличить доходную часть бюджета на сумму более сорока миллионов рублей, большая часть которых — федеральные и краевые средства. Казалось бы, простейший принцип: «дают — бери, бьют — беги». Но вот уже вторую сессию подряд внушительная сумма зависла в стадии неопределенности. А тем временем внезапно пришла зима, выпал снег, его пора начинать чистить, но для этого нужно принять изменения в бюджет. Именно здесь важный для города вопрос угодил в порочный круг, в казематы карточного домика — конструкция его хрупка, но лбы строителей непробиваемы.

Начнем с того, что на последней сессии отсутствовал поселенческий глава Евгений Чернышов —  председательствующий по дефолту; в то же время заместителя председателя ГСД нет пока в природе. Как то так получилось, что никто из его народоизбранных коллег не желает сидеть с ним рядом. Таким образом, случилось редкое явление: перед началом сессии депутатом пришлось выбирать ведущего из своего состава.

Главным вопросом в повестке дня было внесение изменений в действующий бюджет. Как отметила докладчик, председатель районного финкомитета Ирина Мамонова, ранее проект решения уже прошел проверку контрольно-счетным органом и получил положительную оценку. Он предполагает увеличение доходной части городского бюджета на 43,5 млн. рублей, из них 26,8 миллионов — это краевые средства, 16,7 млн. — собственные доходы.

В числе прочего предлагалось увеличить бюджетные ассигнования по разделу «Национальная экономика» в сумме 12,6 млн. рублей, из них зимнее содержание дорог — в сумме 3,6 млн. рублей.

Кстати, именно этот вид расходов требовал изначально оперативной реакции со стороны депкорпуса. На прошлой сессии этот же вопрос притормозил с визгом, как сани по асфальту. Сейчас, когда выпал снег, полозья должны бы скользить — но это если сани правильные и возница знает хотя бы направление.

Теперь необходимость приступать к чистке дорог буквально и фигурально лежит у нас под ногами. В понимании депутатов должно бы выработаться за годы работы в представительном органе понимание процедуры: чтобы дороги чистились, сначала нужно провести аукцион. Чтобы начать торги, статья расходов должна существовать де факто и де юре.

Но, похоже, белые мухи с неба совершенно не смущают часть депкорпуса — возникает ощущение, что она (часть) изначально «заряжена» кем-то и для чего-то на противодействие исполнительной власти. Читай между строк: «мы готовы принять на себя ответственность за нечищеные дороги, но нам по-барабану на то, что они могут превратиться в сплошную колею». Проблема в том, что шишки полетят именно в администрацию района, горожане не будут вникать в политическую подоплеку. Как знать, может, на это и расчет. Получается какая-то извращенная форма мытья рук по-Пилатски — предварительно нагадив и спихнув на другого.

Мы сейчас забежали вперед, а вообще, изменения в бюджет предполагали увеличение и других расходов: на погашение задолженности за твердое топливо перед «Кузбассразрезуголь», на жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города, социальную сферу, физическую культуру и спорт и другие.

Интересно, что незадолго до сессии прошло заседание специально созданной согласительной комиссии, в которую вошли депутаты горсовета и представители администрации. В ходе заседания депутаты, пройдясь по старой редакции проекта решения, предложили уменьшить бюджетные ассигнования в подразделе «дорожное хозяйства» на сумму 2,1 млн. рублей и оставить на зимнее содержание дорог 1,5 млн. рублей. Оставшиеся средства депутаты предложили направить на уменьшение дефицита бюджета.

Насколько экстренно это необходимо? Для сравнения, в течение трех последних лет, с 2021 по 2023 год, в 4 квартале на содержание дорог в районе закладывалось 2,3 – 2,4 млн. рублей. Совершенно очевидно, что себестоимость таких работ значительно выросла — и не факт, что на сумму в 1,5 млн. рублей найдутся желающие подрядчики.

Как бы то ни было, от ряда депутатов поступали дельные предложения насчет того, куда можно направить «освободившиеся» 2,1 млн. рублей. Например, депутат Сергей Карелин предложил треть этих средств вложить в развитие взрослого спорта, закупив спортивный инвентарь для предстоящей зимней краевой олимпиады. Слова о необходимости поддержки спорта в Каменском районе даже излишни — это так же очевидно, как и снег зимой.

В общем, на обсуждение в итоге вышли несколько версий редакции бюджета: с 3,6 миллионами рублей на зимнее обслуживание дорог, с секвестрированной частью в пользу уменьшения дефицита бюджета (на хрена, а главное зачем?!) и с дополнением о выделении 700 тысяч на спорт. Вполне рабочие версии встретили, что называется, степь рук. В итоге изменения в бюджет не были приняты ни в одной из вариаций. То есть даже обсужденная на согласительной комиссии конфигурация не нашла необходимой поддержки депкорпуса. Логичный вопрос — а зачем собирались, если «согласительство» носит пустой формальный характер.

Кроме того, стоит подчеркнуть это отдельно, в доходной части бюджета предполагалось «принять и реализовать» так называемые подарочные деньги. Мы уже писали, что Администрация получила «презент» в размере 150 тысяч за ранее реализованные проекты в городе, а именно хоккейную коробку в районе четвертой школы. По итогам федерального конкурса городу было выделено 150 тысяч именно на освещение этой коробки. Что бы, как говорится, объект заиграл яркими красками. Не принятие депутатами бюджета, по сути, поставило крест и на подарочных деньгах. Да и правильно, кому нужны эти дети, когда речь идет о амбициях взрослых…

Конечно, немалая часть депутатов руководствовалась гласом рассудка и проголосовала за первую редакцию изменений в бюджет, предложенную финкомитетом. Но необходимых 11 голосов не набралось.

К сожалению, мы не зафиксировали поименно голоса депутатов, в протокол сессии результаты голосования тоже вносились обезличено. По нашему мнению (скорее, как избирателей, а не журналистов), нужно внедрять практику поименного внесения в протокол голосующих «за», «против» и «воздержался» в случаях, когда голосование ведется по нормативно-правовым вопросам. С последующим опубликованием имен героев.

Ощущение некоей палки в колеса администрации, которую в кулуарах некультяписто, но страстно выпиливает оппозиционная (непонятно чему именно) группа депутатов, складывалась и в ходе обсуждения следующих вопросов повестки дня.

Так, например, на ровном месте затормозили изменения в решение о земельном налоге в Каменском районе. Причины изменений базовые — новшество федерального законодательства. Так, в соответствии с законом от 12 июля 2024 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ», для земельных участков с кадастровой стоимостью более 300 млн. рублей предельное значение ставок по земельному налогу увеличивается с 0,3 % до 1,5 %. Докладчик Ирина Мамонова особенно подчеркнула, что на территории Каменского района нет таких земельных участков, а принятие соответствующего нормативно-правового акта необходимо для приведения в соответствии с действующим федеральным законодательством. По данному вопросу также не набралось необходимых 11 голосов.

К своим коллегам в итоге с места воззвал депутат Сергей Гончаров:

«Это же просто приведение в соответствие с новым федеральным законом! Почему вы встаете в позу? Или не голосуете, потому что ничего не понимаете и не потрудились изучить?»

Такой же вопрос можно было задать и по итогам обсуждения следующего вопроса, касающегося повышения ставки налога на имущество физических лиц. Во-первых, по федеральному закону выросла ставка на налог на недвижимое имущество стоимостью выше 300 млн. рублей (в Каменском районе такого тоже нет). Во-вторых, в связи с изменениями правил исчисления налога назрела необходимость изменить местную ставку.

«Согласно Налоговому кодексу РФ, представительные органы муниципального образования могут устанавливать налоговые ставки в размере 0,3 % в отношении жилых домов, части жилых домов, квартир, комнат, объектов незавершенного строительства и других, — отметила в докладе председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политики Ирина Мамонова. — Раньше налог на недвижимое имущество исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости, с прошлого года ставка привязана к кадастровой стоимости. И поступления в бюджет заметно снизились. В 2019 году доходная часть бюджета за счет налогов на имущество составляла 6,5 млн. рублей, за 2023 год — 2,3 мл. рублей. Снижение налоговых поступлений составило 65 процентов».

Очевидное для большинства — невероятное для меньшинства. Депутаты горсовета отказались принимать изменения в решение о налогах на имущество физических лиц, повышающие ставку с 0,1 до 0,15 процента — большая часть либо проголосовала против, либо выбрала «воздержание». Мотивы, по которым большинство откровенно продинамило нужные и полезные для бюджета изменения, остались неясными.

Крайняя форма непоследовательности, доходящей до абсурда, обнаружилась чуть позже, когда депутатам предложили дать согласие на продажу МУП «Горпарк» полуразвалившегося общежития, ранее принадлежавшего ПУ-66. Даже удивительно, что решение по этому вопросу было принято. Однако с места от депутата Сергея Сергиенкова поступило предложение на грани фантастики — «починить» дом и заселить туда очередников.

По предварительной оценке, в 2022 году доведение этого здания до жилой кондиции обошлось бы примерно в 43 млн. рублей. Но сейчас и цены выросли в строительном секторе, и дом ещё пуще захирел, так что эту сумму можно смело удваивать, если не утраивать.

По этому поводу меткое замечание бросил депутат Сергей Гончаров: «Хотите, чтобы за счет муниципалитета отремонтировали трехэтажное здание, но при этом не принимаете решение, которое способствует увеличению доходной части бюджета».

В общем и целом складывается ощущение, что существует некий гамельнский крысолов, под чью дудку пляшет ряд депутатов, и ему не обязательно даже присутствовать на сессии. Эта часть, возможно, не является большинством, но её достаточно, чтобы по любой прихоти засунуть лом в колесо телеги прямо на ходу. А сессия оставила острое чувство недоумения. Похоже, кто-то засел в бункере, изолированном от здравого смысла, и готов назло бабке отморозить уши.

Максим ПАНКОВ. Фото автора.

P.S: На одной из сессий пару лет назад депутат Владимир Селютин несколько озадачил присутствовавшего на заседании корреспондента «Каменских известий», высказав ему, как показалось, с обидой: «Меня встретили знакомые — боевые офицеры — и сказали: вы там что, совсем дебилы?».

Депутат не пояснил тогда, что он ответил боевым офицерам — подтвердил  или опроверг, а автор этих строк постеснялся уточнить. Но попутно появился ещё один вопрос — причем тут корреспондент, если он просто транслятор событий, пусть даже и с «журналистическими» приёмчиками?

С одной стороны, мы не сторонники грубых форм, а слово «дебилы» таковой является. С другой, когда автомобиль идет юзом по колее или когда пешеход спотыкается о снежно-ледовый кукиш на «зебре», из их уст могут вылететь ещё более непечатные выражения. Мы просто помогаем точнее определить их адресата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяВ Алтайском крае стартует соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее»
Следующая статьяНОЧНОЙ ЗВОНОК