Доходный дом Зорина. Мы продолжаем цикл исторических публикаций об истории домов нашего города, и людях, которые в них жили.

Сегодня нам бы хотелось рассказать вам о ещё одном замечательном доме, который можно назвать самым красивым драгоценным камнем на ожерелье из домов, стянутых ниточкой улицы Ленина, доме купца Андрея Степановича  Зорина.

КУЗНЕЦ

Но начать нашу с вами ретро-прогулку мне бы хотелось немного с другого места, а именно от реки Обь, рядом с улицей Льва Толстого, где вдоль берега, всего сто с лишним лет назад, стояла общественная баня, в которой мылись по очереди: день — мужчины, день — женщины. Клиентов, конечно, там было немного, оно и понятно, так как большинство местных жителей имели свои бани, и предпочитали мыться именно в них. Если пройти чуть дальше, то мы слышим, как тяжёлый молот размягчает раскалённый докрасна металл, звонким эхом разлетаясь по окрестностям. Звук доносится из одного из трёх домов, стоящих дальше по улице. В самом крайнем доме жила жена Кузнеца (Кузнечиха), женщина, по всей видимости, была с железным характером, поэтому и построил кузнец ей отдельный дом. Следующий дом самого кузнеца – одиночки, он держал кузницу, где подковывал лошадей и делал разную металлическую домашнюю утварь. Отбоя от клиентов у кузнеца не было, поэтому практически с самого рассвета и до заката по округе доносился звон от кузнечной наковальни. Дальше стоит одноэтажный кирпичный дом с большими окнами, который сохранился до наших дней, здесь сейчас находится лыжная база и раздевалка хоккейной команды «Спартак».

Пройдя дальше, обойдя ещё одно кирпичное здание, мы повернём направо и подойдём к массивным кирпичным, с железной дверью воротам. За ними находится частное печатное заведение. Здесь печатались, на то время, все каменские газеты, а также справки и листовки, и делались они на ручной машинке «Бостонка». Прошло уже более ста лет, но до сих пор именно здесь находится типография, как говорится, с самых первых дней.

ДОХОДНЫЙ ДОМ

 Вот мы и подошли к «герою» нашего материала, усадьбе купца Зорина. Главный дом усадьбы, двухэтажный особняк, выполнен из красного кирпича. Для придания фасадам декоративности часть кладки выкрашена в белый цвет, выделяющий отделочные элементы окон и фронтона.

Вход в особняк выделен ризалитом*, по всей ширине которого на уровне второго этажа устроен балкон с легкой кованой решеткой. Такая же решетка проложена по краю кровли. На крыше особняка – четырехскатный декоративный купол, крытый металлом. Сейчас первоначальная симметрия здания нарушена появившейся позже пристройкой с левой стороны главного фасада. Но тогда двухэтажный дом был симметричен.

В начале ХХ века село Камень (Камень-на-Оби) переживало необыкновенный торговый бум, и всё местное купечество строило лавки, склады, магазины, но Андрей Степанович, живший в то время в селе Крутиха, решил построить доходный дом, и зарабатывать, сдавая его в аренду. Так в 1909 году здесь открылась первая в городе частная гимназия для совместного обучения мальчиков и девочек. О чём сегодня нам напоминает мемориальная доска, установленная на фасаде, теперь уже пенсионного фонда. Позже, на нижнем этаже здания располагалась частная аптека, вход в неё был с улицы Главной (ул. Ленина). На втором этаже с входом уже со двора в советское время была Агропедшкола.

Для того, чтобы более подробно осмотреть дом купца Зорина, нам понадобится забраться на крышу одного из строений купца Винокурова, и оттуда посмотреть на него. Оттуда нам видны амбары купца Чистякова, за ними мельница (её не видно). Оборудование мельницы разобрали и увезли в Панкрушиху в 1925 году. А на этом месте хранили дрова, лес, горючее Каменского элеватора под названием «Победа».

Напротив здания купца Зорина по другой стороне (нечётной) расположены амбары купцов братьев Шишкиных. У них было всё для сельских жителей, начиная от конных молотилок, колесной мази, керосина и т.д.

АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ ЗОРИН

Узнать более подробно  о самом Андрее Зорине нам поможет его современник, городской глава, староста, краевед, метеоролог-любитель, старожил села Камень, Павел Федорович Кочнев. В одной из глав в книге Павел Федорович описывает жизнь Зорина Андрея Степановича, владельца доходного дома А. С. Зорина: «В январе 1893 года мы познакомились с семейством Зориных, живших в Крутихе. Андрей Степанович Зорин был богатый торговец, вроде Винокурова, поселившийся в Крутихе в конце 80-х годов. Там он выстроил большой двухэтажный деревянный дом, крытый железом, и каменный магазин. Торговал разными товарами, преимущественно мануфактурой. Ему было в то время лет 65, жене его Александре Васильевне тоже около этого. У них была одна дочь, Ольга, лет 12. Она училась в Томской гимназии, где и окончила курс.

Андрей Степанович был человек добрый, он нам много помогал в трудные времена, несмотря на свою скупость. Но скуп он был до крайности.

Примером его скупости был его собственный дом, в котором он жил в нижнем этаже, так как верхний этаж был не доделан. Но в то же время он выстроил в Камне каменный дом и каменные кладовые. В Новониколаевске он выстроил паровую крупчатую мельницу, а когда умер в возрасте 80 лет, то оставил дочери наследство в полмиллиона рублей.

Расскажу кое-что из его жизни. Он жил в Крутихе, но часто ездил в Камень, покупал пшеницу, ссыпал ее в специально выстроенный деревянный амбар, крытый железом, вместимостью до 100 тысяч пудов. Ездил также часто в Новониколаевск, особенно в последние годы жизни. Со дня нашего знакомства он квартировал у нас в течение почти 12 лет. Жил, конечно, всегда проездом, временно, день-два, редко более. Жил как дома, ничего за квартиру не платил, пил и ел наше. По-видимому, он считал это нормальным, так как изредка ссужал меня деньгами в сумме не более 300 рублей. Он, правда, не требовал какого-нибудь для себя приготовления, ел то, что ели мы сами.

Если мне либо кому из нашей семьи случалось бывать в Крутихе, то Зорины нас принимали тоже как своих — поили и кормили, случалось у них и ночевать. Уже в конце жизни Зорин привез к нам свою железную никелированную кровать, на которой спал, когда ему приходилось ночевать в Камне. Дочь его к тому времени окончила курс в Томской гимназии и жила дома.

Богатея с каждым годом, Андрей Степанович в то же время старился, ему было уже лет 80. Дочь вышла замуж,  родила ему внука Пантелеймона, а потому он все свое дело, а также имущество, дома и товары, еще при жизни отдал дочери. Кроме того, оформил на Ольгу и духовное завещание, оставив ей, вероятно, около полумиллиона рублей в деньгах. Умер Андрей Степанович в июне 1908 года от какой-то болезни, называемой белокровие, а, вернее сказать,— от старости. Похоронили его в Крутихе в церковной ограде. Александра Васильевна после его смерти уехала из Крутихи к дочери в Новониколаевск, где они жили на мельнице. Она умерла через год и была похоронена в Новониколаевске — на кладбище около церкви».

К сравнению, 1 царский рубль равен 1513 рублям 75 копейкам современных рублей. Тем самым, 500000 рублей, что завещал Зорин своей дочери, сейчас бы составили 756 875 000 рублей. Неплохое такое наследство, но события 1917 года навсегда перечеркнули жизни царской буржуазии, поставив перед собой новые цели и задачи, одним из пунктов которых было выявление и ликвидация враждебных элементов лояльных монархии или буржуазной власти, а именно: интеллигенции, дворян, представителей буржуазии и мещан, офицеров и кадетов. Но это уже совсем другая история.

Продолжение исторических материалов о нашем городе, домах и людях, которые в них жили, читайте на страницах «Каменских известий».

* Ризали́т (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания.

Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания.

Дмитрий ПРОСКУРИН,

по материалам Каменского районного краеведческого  музея.

Фото из фондовой

коллекции Каменского районного краеведческого музея.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяВ прошлую субботу в селе Новоярки Каменского района проходил районный фестиваль народного творчества «Многоцветие России», приуроченный к международному Дню хоровода
Следующая статьяВопрос-ответ: «Будут ли к 1 сентября проводить работы по благоустройству безопасной дороги в школу?»