Как после бомбежки — таким нелицеприятным эпитетом обычно награждают каменские дороги автовладельцы. Чего уж греха таить, пешеходы тоже. В то же время администрация ежегодно сребет по сусекам дефицитного бюджета на ямочный ремонт, который давно уже не панацея от главной коммунальной болезни России. Соответственно, у граждан, ушатывающих ходовку своих авто на колдобинах и выбоинах, возникают резонный вопрос: почему казенные дома взимают транспортный налог регулярно, а дороги чинятся нерегулярно? И вообще, куда уходят деньги из других потоков, пополняющих так называемый дорожный фонд? Разбираемся вместе с председателем Собрания депутатов Каменского района Алексеем Мариным.

ПЕШЕХОДЫ И ВОДИТЕЛИ,

МИЛЛИАРДА НЕ ХОТИТЕ ЛИ?

— Алексей Сергеевич, наши дороги давно стали подобием какого-то дурного анекдота — помните, как шутили раньше, что «русская дорога» по-японски будет «то-яма-то-канава». А ямочный ремонт — это что-то вроде временной пломбы в условиях весьма запущенного кариеса. По вашим оценкам, сколько нужно денег, чтобы более-менее нормально отремонтировать всю дорожную сеть?

— Все мы прекрасно понимаем, что на капитальный ремонт наших городских дорог нужно не 10, не 20 и даже не 100 миллионов.  Здесь цифры на порядок выше: от 500 миллионов до миллиарда, и это только примерная оценка. Понятно, что таких денег у нас нет и никогда не будет. Сегодня миллиард составляет весь консолидированный бюджет района, то есть со всеми краевыми трансфертами, на все статьи расходов: а это весь сектор ЖКХ, социальная сфера, зарплаты бюджетникам и так далее. Поэтому будем реалистами. Нужно работать с теми финансами, которые есть, и пытаться их увеличить.

— Допустим, дорожный фонд можно увеличить. Но он и сейчас пополняется не слабо. Пришла пора платить транспортный налог — нате. Оборот ГСМ на рынке — держите карман шире. Откуда такой дефицит средств?

 — Дорожный фонд у нас формируется фактически из двух источников: это акцизы на топливо и краевые субсидии. Не будем забывать еще о том, что это дорожный фонд именно района, а не одной только его части — Камня-на-Оби. У нас три десятка населенных пунктов и почти 400 километров дорог. Их тоже надо поддерживать в нормальном состоянии. Мы помогаем нашим сельсоветам, но понимаем, что этого недостаточно. Двух миллионов на 13 сельских поселений явно мало. Когда рассматриваем бюджет и вносимые в него изменения, стараемся по возможности увеличить им сумму средств на дороги, хотя бы немного. К сожалению, не всегда получается.

ПРОЦЕНТ ОТ ПРОЦЕНТА

— Хорошо, есть акцизный сбор на бензин и дизельное топливо, который также составляет часть их «кусающихся» цен. Оборот ГСМ на рынке нешуточный. Как вообще работает схема распределения этих средств по всей бюджетной системе РФ?

— Недавно мы решили разобраться, а как это всё вообще работает. Если упростить, то получается так: на уровне субъекта Российской Федерации есть общий фонд, в который поступают денежные средства от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла — это 74,9 % от общей суммы поступлений, остальные 25,1 идут в федеральный бюджет. Однако согласно федеральному законодательству, в местные бюджеты отчисление идет не от 74,9 %, а от 58,2% — по нормативу, установленному субъектом Российской Федерации. В Алтайском крае это 10 %.

— Сколько это в рублях?

— Ну вот смотрите: из каждой 1000 рублей акцизов на топливо в бюджете субъекта Российской Федерации остается 749 рублей. А в бюджеты муниципалитетов  поступает 10 процентов, но не от 749 рублей, а от 582. Это, повторю, федеральный закон. Возможно, в 2025 году норматив отчисления в бюджеты регионов будет больше 74,9. Тогда, может быть, и в бюджеты муниципальных образований отчислений поступать будет больше.

— Какой норматив действует для нас?

— Конкретно Каменскому району норматив установлен на уровне 0,7054 %, что в цифрах составляет 7,7 миллиона рублей. При этом в 2016 году это было 1,8 процента или 16,9 миллиона рублей. Почем так — не понятно, ведь Каменский район в размерах не уменьшился.  В основу Методики расчета нормативов положен километраж дорог. Есть такой отчет 3-дг(МО), дорожники его хорошо знают. Вот из него исходит расчет Минфина Алтайского края, сколько денег от акцизов направить в конкретный муниципалитет. У нас по отчету было и есть 820 километров дорог. Но при этом в 2016 году денег направляли в два раза больше. Да, тогда была какая-то другая Методика, но всё же. В конце концов, в 2015 году, еще до объединения города и района (поскольку суммы закладывались в конце 2014, а соответствующий закон принят в сентябре 2015 года), последнему в дорожный фонд отчислялось от акцизов 6,4 миллиона рублей. Всего на 1,3 миллиона меньше чем сейчас. Но это до объединения, только на дороги района, города там ещё не было.  Сейчас мы все вышесказанное обосновали и обратились в Минфин Алтайского края. Просим Методику расчета норматива пересмотреть и вернуть Каменскому району хотя бы те же 1,8 %, т.е. увеличить норматив для нашего муниципалитета в два раза. Пока вопрос не решен, но мы не оставим попыток изменить ситуацию. Мы не просим невозможного, по сути просто предлагаем вернуть цифры на уровень 2016 года, и даже без учета инфляции.

— Так, а транспортный налог? Насколько я понимаю, он взимается не в пользу отдельно взятого муниципалитета?

— Многие автомобилисты района говорят, что, платя транспортный налог, хотят ездить по нормальным дорогам.  Это естественное желание. Проблема, однако, в том, что этот налог региональный.  Бюджетный кодекс устанавливает, что в дорожные фонды муниципальных образований может поступать транспортный налог по нормативу, установленному региональными властями. Ключевое слово тут «может». Одни регионы такие нормативы установили, причем некоторые на уровне 100 процентов — это, например, Саратовская и Сахалинская области.

— Что это значит в практическом смысле?

— Весь транспортный налог, собираемый на территории муниципалитета, остается в местном бюджете. Отдельные регионы установили нормативы в 10, 20, 50 %. Однако большинство субъектов Российской Федерации, и Алтайский край в их числе, в местные бюджеты нормативов отчисления от транспортного налога не установили вообще.  А ведь эту проблему уже обозначили на федеральном уровне. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в конце мая в ходе парламентских слушаний по совершенствованию налогового законодательства РФ заявил, что средства, поступающие в бюджетную систему в рамках транспортного налога, следует зачислять напрямую в бюджеты муниципалитетов, чтобы обеспечить их целевое расходование.

 

НАШ НАЛОГ — НАШИ ДОРОГИ

— Звучит разумно.

— Да, с мнением Володина невозможно не согласиться.  Еще он сказал, цитирую: «Человек, который зарегистрировал в этом муниципалитете транспорт и живет там, будет понимать – эти деньги идут на его дороги в его городе». Еще одним плюсом передачи транспортного налога на местный уровень является повышение ответственности органов местного самоуправления. На уровне нашего района это выглядит так. Администрация района сможет при формировании бюджета на очередной год закладывать в доходы поступления от транспортного налога. Комитет по финансам сможет заранее доводить эти поступления до комитета по ЖКХ, а тот сможет намного раньше, чем сейчас, объявить торги на ремонт дорог. В свою очередь, мы, представительный орган, будем принимать решение о бюджете и контролировать его исполнение.

— Недавно вы говорили, что направили какие-то запросы в российский парламент и в налоговую службу. О чем они и зачем?

— Действительно, мы обратились в одну из фракций Госдумы, изложив наши доводы, и попросили рассмотреть возможность передачи транспортного налога, или хотя бы его части, в муниципалитеты. Кроме того, мы обратились с Межрайонную ИНФС России № 4 по Алтайскому краю и попросили предоставить нам информацию об объеме транспортного налога, который собирается в Каменском районе, чтобы владеть точными цифрами.  Надеемся, нам пойдут навстречу. Для чего нам эти цифры? Будем оперировать  ими и снова обращаться в краевые инстанции.

— В самом начале вы говорили о том, что нужно искать другие источники пополнения местного дорожного фонда. Где взять дополнительные средства?

— Мы не ждем, когда кто-то возьмет и даст денег в дорожный фонд из чистых альтруистических соображений. Пытаемся найти дополнительные средства в нашем бюджете, хотя это и трудно. Сейчас совместно с Администрацией района прорабатываем изменения в Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда. Этот Порядок принят ещё в 2013 году и ни разу не менялся. Мы предлагаем внести в него ряд изменений, в том числе предусмотреть направление в дорожный фонд средств от аренды земли. Надеемся, что совместными усилиями решим хотя бы часть проблем с дорогами.

 

Максим ПАНКОВ.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяИ в собачьей семье не без урода: литературную рубрику газеты «Каменские известия» продолжает Надежда Селезнева
Следующая статьяМОЕЙ ТАЙНЕ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ: Я ЕЕ ОТКРОЮ