Дарить любовь детям
Работа воспитателя – это кропотливый и постоянный труд, который требует большой любви, усердия, много энергии и полную самоотдачу. Необходимо быть одновременно и ласковой матерью, и надежным товарищем, и умным педагогом-наставником для маленьких детей. Надо уметь выслушивать просьбы детей и на все оперативно реагировать. Не каждый человек, получив эту специальность, сможет работать в детском саду. У Василия Сухомлинского есть замечательные слова: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
В преддверии профессионального праздника корреспондент «Каменских известий» пообщалась с коллективом МБДОУ «Детский сад № 8».
Ирина Шемякина, воспитатель первой квалификационной категории, закончила Каменское педагогическое училище в 1990 году и устроилась на работу в школу. Отработала 10 лет: была учителем начальных классов, учителем трудов у девочек, вела рисование и группу продленного дня. Потом у нее родился ребенок и с ребенком решила перейти в детский сад. Уже с 2000 года работает Ирина Павловна с детьми дошкольного возраста. Вот так необходимость стала любимой работой.
— Ирина Павловна, считаете, что правильно сделали выбор?
— С уверенностью могу сказать да! У меня прекрасная миссия — дарить свою любовь детям. Я созидатель! Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а воспитателей — «садовниками». Труд воспитателя можно сравнить с работой садовника: каждому растению нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.
— Жизнь течет, все меняется. Современный воспитатель — какой он?
— Быть воспитателем в современных условиях и сложно, и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.
— Ирина Павловна, какими вы видите детей?
— Я каждый день не перестаю удивляться, насколько все дети разные, интересные, забавные, удивительно умные. Каждый ребенок уникален в своем роде, каждый из них талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Считаю, что всегда нужно верить в возможности ребенка, в то доброе, что в нем заложено.
— Ваша работа тяжелая и морально, и физически. Как вы отдыхаете, перезагружаетесь? Может, есть какое-то особое хобби?
— Хобби у меня было много: занималась всем, что можно сделать руками. Сейчас все уже надоело и хобби как такового у меня нет. Для перезагрузки я слушаю спокойную музыку, мне нравится гулять по нашему городу, ходить по магазинам. Но с таким графиком работы отдыхать почти некогда. В выходные я просто, бывает, отсыпаюсь.
— Ирина Павловна, если не секрет, расскажите о своей семье.
— У меня уже двое взрослых детей, есть внуки. Дети росли самостоятельными. Старшая дочь с первого класса приглядывала за младшим. Ревности к воспитанникам не было, скорее, они делили меня между собой.
Ирина Павловна активно участвует в жизни детского сада: проводит открытые мероприятия, проводит мастер-класс для воспитателей. Она позитивна, всегда находит точки взаимодействия с родителями и считает их своими активными помощниками во всем.
«Я воспитатель! Я горжусь этим, — говорит Ирина Павловна. — Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! На мой взгляд, воспитатель должен обладать такими качествами, которые выделяют его среди других людей — это моральная чистота и душевное благородство. Воспитатель — это пример. А быть им, значит, много и упорно работать».
ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ
Светлана Михайловна СТУРОВА, воспитатель высшей квалификационной категории, стаж 36 лет.
— Современный воспитатель какой он?
— Новые технологии подразумевают, что и педагог должен в этом разбираться, соответственно помогать детям в этом, конечно, на их уровне. Воспитатель сейчас стал более технологичнее.
— Бытует мнение, что «дети стали другими». Согласны ли Вы с этим?
— Да, дети стали другими. Стали более открытыми, свободнее, раскованнее. Раньше были более дисциплинированными, а сейчас каждый имеет свое мнение, настаивает на нем. Нам приходится подстраиваться, учить правильно решать проблемы в общении.
— Сейчас многие педагоги говорят, что воспитание надо начинать с родителей. Так ли это?
— Зачастую это так. Родители иногда упускают элемент воспитания в семье: не хватает времени, либо не обращают внимания на проблемы и дела детей.
— Как вы отдыхаете? Может, есть любимое хобби?
— Я очень люблю читать, разгадывать кроссворды, выезжаем на природу семьей.
— За что вы любите свою работу?
— Я очень люблю детей, мне нравится их чему-то научить. Очень приятно, что благодаря мне дети чему-то научились, а я им помогла
—Есть ли у вас Почетные грамоты, или звания которые вызвали у вас гордость?
— Самый трудный — это «Воспитатель года», там была очень большая подготовка Этот конкурс является показателем опыта, я могу показать, что я умею. Темы даются общие, а педагог должен показать как именно он реализует, какие использует приемы для достижения результата.
— Был ли какой-то экстренный случай в вашем опыте работы?
— Да прямо одно запомнилось. Мама привезла ребенка, довела до ворот и, понадеявшись на то что ребенок сам дойдет, уехала на работу. А ребенок не пошел в сад, решил пойти домой, но заблудился. Ребятишек было тогда много. Уже к обеду раздался звонок с вопросом о таком-то мальчике. Да, я судорожно вспоминаю, что его с утра не было. Оказалось, что ребенок сел на автобус и поехал не в ту сторону, заблудился. Хорошо, люди добрые привели. Мама вечером пришла как ни в чем не бывало за ребенком и я ей рассказываю, что ребенка полдня не было, что он гулял по улице и что такого не должно повториться. Поэтому сейчас одно из требований, чтобы детей воспитателям отдавали лично, так сказать, «из рук в руки».
— Что вдохновляет Вас на работу в детском саду и из какого источника Вы черпаете энергию для работы?
— Вдохновляют победы и достижения моих воспитанников, поддержка и забота моих родных и близких людей дают мне колоссальную энергию.
ВОСПИТАТЕЛЬ — ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ МАМЫ УЧИТЕЛЬ
На протяжении тридцати лет дарит своим маленьким воспитанникам свою теплоту и заботу Светлана Ивановна КОРНИЛОВА, воспитатель высшей квалификационной категории детского сада «Колокольчик». После окончания Каменского педагогического училища в 1992 году пришла работать сюда воспитателем.
Работать воспитателем — это значит, каждый день дарить свою любовь маленьким человечкам, которые ловят каждый твой взгляд, каждое твоё сказанное слово, каждое движение. Воспитатель — это первый после мамы учитель, который встречается детям на их жизненном пути, считает воспитатель.
«Люблю свою работу, потому что люблю детей. Все они такие разные и интересные, с ними всегда по-настоящему, по-другому и быть не может. Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает. В каждом ребёнке воспитываю творческую, коммуникабельную, самостоятельную личность. Создаю такие условия, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои индивидуальные способности. Во время работы стараюсь создавать хорошее настроение себе, детям, коллегам, кому совет, кому шутка, кому своим примером», — говорит Светлана Ивановна.
— Как вы пришли в профессию и почему решили стать воспитателем?
— Я люблю детей. Моя жизнь — это дети. Самый главный наставник в моей жизни и профессии — это моя мама, Валентина Сергеевна Примакова, которая проработала в детском саду более 40 лет. По ее стопам я пошла учиться в педколледж. Потом прошла квалификацию воспитателя и вот уже 31 год работаю воспитателем в этом детском саду.
— Современный воспитатель — какой он?
— Современный воспитатель должен быть, прежде всего, творческим, коммуникабельным и, самое главное, должен любить детей. Дети все разные, воспитатель должен в них вкладывать все то, что есть у самого себя — это любовь, чуткость, честность, добродушие, умение общаться друг с другом.
— Сейчас бытует мнение, что «дети стали другими». Согласны ли Вы с этим?
— Дети, конечно, сейчас стали другими. С каждым поколением они все сложнее и сложнее, потому что наша жизнь тоже перевернулась и не стоит на месте. Воспитатель должен идти в ногу с детьми.
— Есть ли у вас семья? Расскажите немного о своих детях.
— Да, у меня есть семья. Сын и дочь пошли по моим стопам. Сын окончил Каменский педколледж и теперь работает футбольным тренером в Новосибирске. Дочь -коммуникабельный, творческий человек. Поступила в Новосибирский государственный педагогический университет, учится уже на третьем курсе.
— Какие советы можете дать молодым родителям по воспитанию детей, подготовке к детскому саду?
— Больше уделять внимания детям. Реже давать детям гаджеты в руки, больше общаться. Вместе гулять, читать книги, путешествовать. Смотреть познавательные передачи, обсуждать их. Естественно, мы всегда работаем с родителями, это не только родительские собрания, но и индивидуальные беседы, консультации. Родители сейчас молодые, как бы «всезнающие», пытаются нас учить. Мы всех выслушиваем, пытаемся разъяснить, находим компромисс.
— Ваше хобби, чем вы занимаете свой досуг?
— Сейчас, конечно, осень, пора заготовок, я этим занимаюсь. Люблю шить, вязать, делать необычные поделки.
— Поздравьте ваших коллег с наступающим праздником.
— Скоро наш праздник 27 сентября — это день дошкольного работника. Желаю всем своим коллегам здоровья, творческих успехов в работе. Чтобы были активными, любить детей, совершенствоваться во всем.
Ольга БИРЮКОВА.
Фото Виктора БОРИСЮК и из личных архивов воспитателей.
Людмила Геннадьевна ГАРБУЗА, заведующая детским садом №8:
— Наш детский сад уже более трех лет является базой для подготовки молодых педагогических кадров, мы активно сотрудничаем с Каменским педколледжем. Студенты к нам приходят на учебную и преддипломную практики. Проводят с детьми занятия. Наши педагоги делятся опытом работы с молодежью. У нас очень активная совместная работа по подготовке студентов и некоторые из выпускников остаются у нас работать.
Например, Павел Владимирович Аникин проходил у нас практику. Мы присмотрелись к нему. Отметили, что он очень способный молодой человек и самое главное, что у него есть желание работать в этой профессии. Теперь он пришел к нам работать. У него как у воспитателя складываются взаимоотношения и с детьми, и с родителями.
Желаю всему коллективу творческих успехов, вдохновения, блеска в глазах, послушных деток, понимающих родителей, и конечно же, самое главное — здоровья.
Коллектив детского сада — это не только педагогические кадры, но и другие сотрудники детского сад: помощники воспитателя, работники кухни, кастелянша, дворники и сторожа, завхоз и диетсестра, уборщики служебных помещений. Все они способствуют тому, чтобы в детском саду детям было комфортно, создают уют и поддерживают порядок. Желаю им здоровья, семейного благополучия, и чтобы все с удовольствием ходили на работу.
Ирина Александровна ЧАЛЬЦЕВА, старший воспитатель:
— Уважаемые коллеги, сотрудники детского сада, каждый из вас важен и дорог в коллективе. Все делают нужную работу, без каждого из вас невозможно представить полноценную работу нашего детского сада и уход за детьми. В замечательный праздник поздравляю всех коллег. Желаю душевного спокойствия, равновесия, а без здоровья этого не получится, поэтому желаю крепкого сибирского здоровья. Вдохновения на ваш нелегкий труд, не обращайте внимания на мелкие перипетии, отрицательные события — это все проходит и все решаемо. Вместе мы справимся, ведь от нас зависит будущее наших детей и нового поколения, поэтому гордитесь, что вы работаете в дошкольном учреждении.
Что вдохновляет Вас на работу в детском саду и из какого источника Вы черпаете энергию для работы?
А.В. Моричева, воспитатель:
«Меня вдохновляет любовь к моей профессии, даже муж ревнует меня к работе. А энергию мне дает взаимодействие и общение с детьми, которых я просто обожаю слушать (о радостях и неудачах) и узнавать их мнение».
М.Н. Кислинская, воспитатель:
«Вдохновляет работа в целом, общение с педагогами, сотрудниками, родителями, и конечно же, с детьми, которых нужно не только любить, но и понимать, которые тебя ждут и тебе доверяют, иногда даже больше чем родителям, а моя семья, это самое дорогое, что есть в моей жизни, поездки к маме в деревню, грибы, ягоды, вот здесь и черпаю энергию».
Т. С. Вегера, помощник воспитателя:
«Мне нравится работать с детьми. Можно сказать, что я учусь у ребятишек, и некоторые приемы применяю на своих детях дома».
П.В. Аникин, воспитатель:
«Меня вдохновляет на работу разносторонность нашей профессии. Работа с детьми сама по себе особенная и требует много энергии, эмоционального настроя. Дети все уникальны по-своему, и их разное поведение дает понять, что подход к каждому ребенку свой. Откуда черпаю энергию для работы, это, скорее всего, так называемое «детское любопытство». Мне интересно, что может произойти завтра, как дети будут себя вести, что делать. Потому что сегодня они могут быть спокойными и отвечать на все вопросы и задания, а на следующий день быть активными и шаловливыми».
О.В. Любочко, помощник воспитателя:
«На работу вдохновляет, в первую очередь, моя ответственность, без работы не могу. Я сама по себе очень энергичный и веселый человек, а дети подпитывают меня своей энергией, когда моя на исходе».
О.А. Васильева, повар:
«Здесь очень комфортно работать, в спокойной атмосфере. Для меня дружный коллектив является источником энергии в моей работе».
И.П. Шемякина, воспитатель:
«Меня так и манит своей красотой и комфортом наш детский сад, а съедаю конфетку или что-то другое сладенькое, сразу появляется энергия для работы и важного дела в моей профессии – воспитания детей».