КТО ТАКОЙ УЧАСТКОВЫЙ?

Еще с далёкого детства мы всегда засматривались на обмундирование полицейского с суровым взглядом и загадочной толстой папкой под мышкой. Для нас, шкодной детворы, он вызывал целый спектр эмоций. Вспоминались все твои мелкие шалости. Перед глазами сразу же проносились кадры прошедшей недели твоей жизни. Когда и куда залезал? Когда последний раз не вовремя вернулся домой? Не перебрал ли с соседскими яблоками, свисающими на твой огород? Обдумываешь насколько ты законопослушный ученик 3 класса, вдруг осознаёшь, что потерялся сам в себе. А что в это время сам участковый? Глядит на тебя суровым, но в то же время дружеским взглядом, проходя мимо всё с той же загадочной черной папкой… Так кто же на самом деле такой участковый?

Корреспондент «Каменских известий» заступил на очередное дежурство с лейтенантом полиции, участковым уполномоченным Иваном Владимировичем Цымбуловым и вскоре вместе мы отправимся на противоположную сторону реки…

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Еще только первые лучи солнца осветили кабинет участкового, тут полным ходом уже шла подготовка к предстоящему рабочему дню.

«Знаешь, что отличает городского участкового от сельского?», — спрашивает Иван Владимирович и сразу же отвечает на свой вопрос, не дождавшись моих предположений.

«Вот это — городской участковый», — показывает Иван Владимирович на небольшую черную папку на столе.  «А вот это — сельский», — и с грохотом ставит на стол большую сумку с ремнем через плечо. «Здесь начинается работа с документацией. Первым делом необходимо собрать ориентировки по местности. Это может быть какой-либо автомобиль, пропавший человек и так далее. Получаем листы, на которых указаны отдельные адреса и цель визита к ним участкового. Например, это какой-нибудь правонарушитель — рецидивист или бывший заключенный. Бывает и так, что приходит сообщение с колонии, где указан конкретный адрес и то, что в скором времени именно по нему будет отправлен освобожденный заключенный. Наша задача выяснить, готовы ли жильцы этого адреса принять у себя N-ого гражданина…».

После выполнения всех подготовительных мероприятий с бумажной работой Иван Владимирович вооружается табельным оружием, без которого выезжать на участок нельзя, и мы отправляемся на железнодорожный мост, единственное, что в этот день связывает нас с заречной частью Каменского района…

МАРШРУТ БУДЕТ ПЕШИМ!

Мы вышли из отделения и пешком направились в сторону моста. Передвигаться по льду запрещено, а воздушная подушка «Пегас»  на тот момент «сдулась», не проработав и дня. Поэтому наш путь предстоит через железнодорожный мост, а это — объект федерального значения, и просто так попасть на него нельзя. Благо, все подготовительные мероприятия по моему беспрепятственному проходу в сопровождении участкового мы выполнили заранее, осталось лишь надеть специальный сигнальный жилет и вот мы уже отправляемся на насыпь, туда, где начинается этот спящий железный дракон. Эмоции и пейзажи передать словами тяжело, хотя бы потому, что когда под тобой не одна сотня метров высоты, а единственная твердая поверхность под ногами — это доски, которые чуть прогибаются под твоим весом, издавая как бы ухмыляющийся над тобой скрип. Первое, о чем думаешь, это только о своей левой руке, которая непроизвольно тянется ухватиться за поручень, а финальная фраза в инструктаже о правилах передвижения по мосту от Ивана Владимировича вообще заставила непроизвольно остановиться и задуматься о происходящем:  «Слышишь, сзади поезд идет ? А мы еще даже до первой фермы не дошли». Поезд действительно было слышно, но вот ехал он по соседнему мосту, наш был на ремонте. Понял я это только тогда, когда уперся в работающую посреди моста бригаду путейцев, ведь мой взгляд был всю дорогу прикован к тому самому прогибающемуся подо мною деревянному настилу. Но к высоте привыкаешь и пришло время возобновить наш разговор с участковым.

РАЗГОВОРЫ О ГЛАВНОМ…

Что главное в работе участкового ?

«Общение», — говорит Иван Владимирович, продолжая вести меня по мосту. «Оттого, как ты общаешься с людьми, оттого, насколько они  тебе доверяют, оттого, насколько уверены в тебе —  и будет строиться твоя работа. Люди должны чувствовать свою защищенность, но и ты должен понимать, с кем и как общаться. Старики… Им что надо? Им главное, чтобы к ним заехали, чтобы навестили. Участковый, особенно в сельской местности — это и друг, и психолог, и всё в одном лице. Оттого, как выстроено твое общение с местными — напрямую зависит уровень организации твоей работы. Здесь леса, поля, болота… Никто лучше егеря или лесника не знает эти места. Тут живут разные люди, некоторые из них преступали закон, некоторые требуют к себе внимания по тем или иным причинам, некоторые были освобождены. Большую коммуникативную роль в жизни села играют фермеры и главы сельсоветов. Приведу пример…

Было дело, на этой стороне потерялась девочка-подросток. Пока мы отделом собирались и перебрасывались через реку на пароме, на той стороне нас уже ждали автомобили местных жителей, егери и лесники, готовые сопровождать и вести наши группы в труднодоступные места, а фермеры организовали добровольческие группы. Все это было организовано меньше чем за 20 минут. Кстати, девочка нашлась до того, как на другой берег перебросились наши оставшиеся ребята. Ее нашел один из лесников…

Люди здесь сплоченные и отзывчивые. В любой ситуации они встают вместе, помогают кто чем может, никто не отказывает, поэтому многих бед удалось избежать. В том числе простые сельчане, работяги… В этом наша сила и это главное, что помогает в работе участкового — сплочённость.

Но не только к общению сводится работа участкового. Это и профилактическая работа, например, в плане IT-преступлений или  как живут соседи? Может быть, сосед начал выпивать и что-нибудь пакостит, может быть, торгует самогоном ? Ну и кроме профилактической работы, в функции участкового входит именно проверка лиц, состоящих на учете…

А МЫ НЕ АНГЕЛЫ, ПАРЕНЬ…

Чем выше солнце, тем сильнее морозец, а мы завершаем свой путь по железнодорожному мосту через Обь, где на берегу нас ожидают два служебных автомобиля в плотном слое инея. Сторожевой пёс Рекс громко облаял нас, за что тут же оказался на цепи. Грея автомобиль, обсуждаем план действий и отправляемся в путь.

Наша первая остановка — село Дресвянка. Пока едем, Иван Владимирович философствует о жизни, об истории, пересказывает забавные моменты из службы, о том, как люди живут за рекой… Такое ощущение, что он знает каждого и знает здесь всё, что проникся в проблемы населения заречья, как никто другой по ту сторону моста. Но рассказ о здешней жизни и здешних людях меняется по мере приближения к деревне, и, казалось, участковый  ставит точку в своем первом рассказе.

«Мы все люди и все человеки… Можем быть и другом, и кем угодно, и разговаривать мы можем по-разному и какими хочешь взглядами смотреть на вещи… Но нельзя забывать о том, что мы живем в правовом государстве. И если ты друг, но преступаешь закон — то будь готов за это ответить! Проводим профилактические выезды совместно с ПДН. Как, где и во сколько играют дети на улице? Конечно, мы понимаем, что это село, и всегда были такие перемешения, но… всё-таки… Мы все должны контролировать. Особенно купание детей на водоемах без родителей. Это может грозить нехорошими последствиями».

Мы подъезжаем к первому адресу. Иван Владимирович проводит свой первый сегодняшний профилактический  разговор, коих в этот день будет немало…

ВСЁ ГЕНИАЛЬНОЕ — ПРОСТО

Едем дальше. Яркое морозное солнце ушло и день стал тусклым пасмурным, и значит, пора подзарядиться позитивными историями.

— Иван, расскажи поподробнее о самых забавных случаях на работе.

— Их на самом деле много, даже не знаю, какие можно отнести к самым забавным. Приходилось в одной глухой деревне всем отделом искать пропавшую корову, которая благополучно самостоятельно вернулась на следующий день и, кажется, сама даже не знала, что потерялась..

Как-то раз были двое парней, которым не хватало алкоголя, и они осушили два бутылька бабушкиной отравы для тараканов. Они, конечно, не знали, что пьют, но запах спирта сыграл свою роль.

Был случай, когда мужчина написал заявление на свою жену, потому что та расцарапала ему нос. Но есть история, которую хочу поведать отдельно.

Звонит мне следователь и говорит, мол, Иван, мне помощь твоя нужна.

— Что случилось ?

— У меня есть материал для проверки, надо гражданку опросить.

— Опрашивай, в чем проблема?

— Понимаешь, я ей звоню, она мне говорит:  «Мальчик, отстань от меня. Я тебя знать не знаю. Пусть мне звонит мой участковый, он скажет мне с тобой разговаривать — буду разговаривать».

Дак вот это… грамотный подход гражданина к ситуации. Никогда не знаешь, кто там, с той стороны разговора. А если, например, ты проживаешь на моем участке, у тебя есть мой номер телефона, ты меня знаешь в лицо. Позвонил кто-то, да хоть кем угодно представился… Участковый скажет: с ним можно разговаривать — я буду с ним разговаривать. Нет? Ну извини… Всё просто!

Едем дальше. По дороге в следующий населенный пункт Иван Владимирович шутит о том, что местные чаты в мессенджерах оперативно сообщают о его визите в сельскую местность, но сам он относится к этому нормально и даже с юмором. На этом фоне назревает еще один важный вопрос: какие сложности в работе участкового? Кроме существования мессенжеров у сельчан…

— Сложность бывает в коммуникации с населением… Не везде ровесники бывают дедушки, бабушки — это очень сложно. Ну и, во-вторых, система и общество. Многое зависит от того, как ты гражданину объяснишь законодательную базу. Поймет он тебя или нет. Твоя задача в первую очередь объяснить и объяснить доходчиво, чтобы он понял, о чем идет речь. Бывают сложности. Например, такие это закрытые территории. Для некоторых людей сейчас здесь полный «отрыв». Переправы нет, ничего нет, некоторые люди начинают чувствовать себя свободно.

 

ВОСПОМИНАНИЯ МЕСТНЫХ ОБ ЭЛЕКТРИЧКЕ

…Намотали  немало километров и наслушались интересных историй от Ивана, но тут желудок запросил  подмоги. В селе Столбово по этому важному поводу делаем длинную остановку. Зайдя в магазин, видим всю ситуацию жителей заречья… Тонны муки в запасе и скудный выбор на полках ларька погружают в состояние какой-то безысходности. Местным здесь живется не просто, но кто-то уже привык… Но как? Как можно привыкнуть к тому, что ты оторван от мира ?

— Не дай бог, случилось что и тело покойного не увезти… В больницу или поликлинику просто так не попасть, а транспорта, который курсирует по льду, не хватает, — сетуют местные жители с ноткой отчаяния в голосе.

В такие моменты довольно непросто найти слова поддержки, да нужны ли наши слова этим людям ? Когда-то в заречье курсировала электричка и это было спасение для местных жителей. Спокойно сел и поехал, в тот же день вернулся обратно. А что сейчас? Чтобы нам попасть утром в больницу, мы должны с вечера ехать в Камень и где-то ночевать. На «подушку» тоже попробуй залезь, — говорят местные жители и слушать их… непросто.

ЗАВЕРШАЯ ДЕНЬ

Поездка подходит к своему завершению, а впереди у нас еще несколько остановок. И на самом деле… Он тебе и собеседник, и психолог. Проехав с героем нашего рассказа, действительно понимаешь, что главное в работе участкового — общение. Порой удивляешься, как в каком-нибудь населенном пункте участковому машут рукой почти все, кто попадается нам по пути. Как легко, без лишнего пафоса общается Иван Владимирович с теми, кто когда-то преступил закон. Для него они такие же люди, как все, и их не нужно разделять на «нормальных» и «ненормальных», «белых» и «черных».

Иван Владимирович отличный собеседник, хорошо знающий об истории своей страны, о происхождении многих тех вещей, о которых мы даже не задумываемся, но говорим о них очень часто. Завершаем поездку уже под вечер, когда солнце позолотило верхушки деревьев.

МАРШРУТ ПЕРЕСТРОЕН

Предвкушая очередное турне по мосту и настроившись на конец рабочего дня, не дойдя буквально пары километров до места стоянки наших автомобилей, принимаем звонок. И кто бы мог подумать, что наш рабочий день вот так внезапно, словно по взмаху волшебной палочки, а точнее, звонка чьего-то телефона в дежурную часть,  увеличится еще на часика полтора?

«Возвращаемся», — уверенно и с ноткой позитива произнёс участковый. Да, это тяжело, когда после полнодневного турне по селам на автомобиле не первой комфортности, но зато неоценимой проходимостью, понимаешь, что это еще не всё… Только так действительно понимаешь, какой может быть работа участкового. Проехав не один десяток километров бездорожья, поговорив с людьми совершенно разного настроения и настроя к самому тебе — ты едешь… Едешь к тому, кто позвонил. И неважно, подъезжаем ли мы к мосту или уже перешли его… Мы все равно едем к тому, кому позвонили телефонные мошенники, пусть и безуспешно для них самих.

А ДАВАЙ О СЕМЬЕ!

Почти стемнело, и мы, теперь уже оба готовые ко всему, поднимаемся на мост. Теперь уже этот железный дракон озаряют огни, вокруг только тишина, а вдали мигают огоньки города. Рабочий день подходит к концу и мы начинаем обратную дорогу по мосту через Обь.

— Иван, расскажи о том, как семья относится к твоей работе?

— Работа участкового отнимает огромное количество времени. Я бы хотел проводить его больше с семьей. Заниматься с детьми, больше планировать, строить и просто быть рядом с ними. Иногда хочется все это бросить и начать жить по-новому. Но, знаешь, что держит меня прочнее, чем этот мост держит поезда? Поддержка… Поддержка моих родных. Я благодарен своей семье и хочу поблагодарить от себя семьи всех моих коллег, участковых. Эта работа отнимает, действительно, много сил и времени, поэтому то, через что приходится пройти нашим родным, заслуживает огромного восхищения.

 

НАСТАВЛЕНИЕ БУДУЩИМ УЧАСТКОВЫМ

Уважение к гражданам. Независимо оттого, что они совершили… Уважение! Будешь уважать — будут уважать тебя. Я не говорю, что нужно приклоняться перед людьми, которые совершили противоправные действияния, но это и не значит, что к нему нужно относиться бесчеловечно. Оступиться может каждый, в жизни всякое бывает.

Терпение. Терпения требуется очень много. Граждане все разные. Не всякий выслушает и поймёт, а тебе на службе надо выслушать всех и понять.

Соблюдение рамок закона, это является первое. Чтобы требовать соблюдения закона от других — надо соблюдать его самому. И без этого никак.

…Конец рабочего дня. Впереди еще около получаса бумажной работы, а за окном уже ночь. Это был один день из жизни участкового, я прожил его вместе с Иваном Владимировичем в полной мере, ощутив на себе всю значимость его работы в этом нелегком деле закона и порядка.

 

Илья КОНДРАТЬЕВ.

Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяКультурный отдых
Следующая статьяНаши земляки: Михаил Мазуров поделился воспоминаниями о том, как проходил срочную службу на подводной лодке К-58